Ст 86 88 жк рф

Оглавление:

Статья 88 ЖК РФ. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома

Новая редакция Ст. 88 ЖК РФ

1. При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

2. Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

3. Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.

4. После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.

Комментарий к Статье 88 ЖК РФ

1. В ст. 88 Кодекса определен порядок предоставления другого жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома.

По смыслу п. 1 ст. 48 ГрК РФ капитальный ремонт — это ремонт объектов капитального строительства, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (см. ст. 1 ГрК РФ).

Обратим внимание, что ч. 1 ст. 88 Кодекса не гарантирует предоставление выселяемым гражданам другого благоустроенного жилого помещения во всех случаях, предусмотренных данной статьей (о содержании понятия «благоустроенное жилое помещение» см. ст. 89 Кодекса и комментарий к ней).

Например, для временного переселения (на период капитального ремонта или реконструкции дома) по правилам ч. 1 данной статьи переселяемым гражданам предоставляется жилое помещение в домах маневренного фонда; о том, что такое жилое помещение должно быть благоустроенным, в рассматриваемой норме не упоминается. Между тем представляется, что ч. 1 ст. 88 должна применяться с учетом положений императивной нормы ч. 1 ст. 89 Кодекса, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 — 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Поскольку в случае, указанном в ч. 1 ст. 88, речь идет о временном переселении, постольку ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в доме, который подлежит капитальному ремонту или реконструкции, сохраняет свое действие.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи выразят на это свое согласие, то наймодатель по договору социального найма вместо помещения в маневренном фонде может предоставить указанным гражданам другое благоустроенное жилое помещение по новому договору социального найма (при этом прежний договор расторгается). Норма ч. 2 комментируемой статьи, с нашей точки зрения, имеет декларативный характер, поскольку заложенная в ней позитивная идея не подкреплена установлением обязанности наймодателя предоставить переселяемым гражданам другое благоустроенное жилое помещение. Пока же совершение указанных действий предусмотрено только как право наймодателя, нетрудно предположить, что на практике все будет зависеть от усмотрения местных чиновников и возможностей переселяемых граждан «завоевать» их симпатии.

3 — 4. В ч. 3 комментируемой статьи определены правила предоставления жилых помещений в случае, предусмотренном п. 4 ст. 85 Кодекса. Когда выселение осуществляется по данному основанию, наймодатель обязан предоставить выселяемым гражданам другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта или реконструкции дома. При этом граждане, которые получили указанное жилое помещение, не утрачивают права вновь вернуться в свое прежнее жилье после завершения капитального ремонта или реконструкции, но только в том случае, если занимаемое ими ранее жилое помещение в результате такого ремонта или реконструкции уменьшилось. См. также комментарий к ст. 85 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья обязывает наймодателя предоставить гражданам жилое помещение в маневренном фонде, если капитальный ремонт или реконструкция жилого дома невозможны без выселения.

Такое жилье предоставляется по договору найма на время капитального ремонта или реконструкции дома без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в этом доме.

При этом, поскольку одновременно действуют два договора жилищного найма, необходимо уточнить вопрос об оплате жилья, имея в виду положение ч. 11 ст. 155 ЖК РФ.

Согласно ЖК РСФСР наниматель должен был вносить плату лишь за помещение, предоставленное на время капитального ремонта (ст. 82). В Жилищном кодексе РФ аналогичной нормы нет.

Наймодатель может потребовать переселения граждан в судебном порядке, если они откажутся освободить жилое помещение на время капитального ремонта или реконструкции. Переселение в маневренный фонд и обратно — после капитального ремонта или реконструкции — осуществляется за счет наймодателя.

2. Наймодатель жилого помещения может с согласия нанимателя и членов его семьи, включая временно отсутствующих, предоставить им другое жилое помещение по договору социального найма до начала капитального ремонта или реконструкции. В этом случае договор социального найма (жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции) расторгается, а другой — заключается.

Однако, если наймодатель не считает возможным предоставить нанимателю такое жилье, наниматель не вправе требовать его представления. Исключение из этого правила предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи: наймодатель обязан предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в случае существенного изменения жилья либо в случае, если оно не может быть сохранено в результате капитального ремонта или реконструкции (см. комментарий к ст. 89). При этом жилье также предоставляется до начала таких работ.

3. Согласно ч. 4 комментируемой статьи после проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого уменьшилась. Данную норму следует либо уточнить, либо исключить. В предложенной редакции она представляется сомнительной. Дело в том, что возможное уменьшение размера жилья отражено в проекте капитального ремонта или реконструкции дома. Таким образом, наниматель и члены его семьи до начала работ принимают решение:

вернуться после завершения работ; следовательно, на время капитального ремонта или реконструкции они переселяются в жилое помещение маневренного фонда без расторжения договора социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции (ч. 1 ст. 88);

переселиться в другое благоустроенное жилое помещение с заключением нового и расторжением прежнего договора (ч. 2 ст. 88).

В любом случае семью нельзя переселить (после ремонта или реконструкции дома) в такое жилое помещение, размер которого будет меньше учетной нормы. Иными словами, необходимо исключить возможность признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

4. Капитальный ремонт жилого дома осуществляется в установленные сроки. Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, содержится в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Госстроем России (Постановление от 27.09.2003 N 170).

5. Согласно п. 26 Постановления Пленума ВС СССР N 2 жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, должно быть пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям. Постановлением Пленума ВС РФ от 26.12.84 N 5 было предусмотрено, что при разрешении споров о выселении на время капитального ремонта необходимо выяснить, находится ли предоставляемое помещение в том же населенном пункте и пригодно ли оно для проживания граждан с учетом их возраста, состояния здоровья, других заслуживающих внимания интересов, а также продолжительности капитального ремонта дома (п. 13).

Отдельные вопросы предоставления жилых помещений в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации

Автор: Людмила Цыганова, комментирует Юрий Федотенко

Отдельные вопросы предоставления жилых помещений в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации

Людмила Цыганова, практикующий юрист

В случае выселения граждан из занимаемых на условиях социального найма жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьями 86–88 Жилищного кодекса Российской Федерации, им предоставляется другое благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма.

С целью защиты прав переселяемых граждан Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 89) предусматривает критерии, которым должно соответствовать предоставляемое в этих случаях жилье.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86–88 указанного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Применение положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящее время достаточно распространено, особенно ввиду переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы.

Так, в 2006–2010 годах в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» программы «Жилище» из ветхого и аварийного жилья уже переселено более 35 185 семей . Одним из ожидаемых результатов реализации программы «Жилище» на 2011–2015 годы является переселение в 2011–2012 годах из аварийного жилищного фонда 480 тыс. семей .

Однако переселение — процесс достаточно сложный. Зачастую граждане не соглашаются с предложенными им вариантами переселения, поскольку, приняв их, они оказались бы в худших условиях, чем те, в которых фактически проживают. Кроме того, с одной стороны, Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 89 обозначил условия, которым должно соответствовать жилое помещение, предоставляемое гражданам при их переселении из занимаемого жилья, но с другой — применение данной нормы на практике вызывает вопросы, имеет место неоднозначное (прямо противоположное) толкование ее положений правоприменителем.

Некоторые спорные вопросы, возникающие при применении статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, нашли свое разрешение в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Так, одним из первых является вопрос, какое жилье будет соответствовать требованию статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации быть «равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению» и как должно соотносится количество комнат в ранее занимаемом и предоставляемом жилых помещениях, если это не коммунальные квартиры.

Показательным для разрешения данного вопроса является Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.10.2010 года по делу № 8-В10-11 .

Из фабулы дела следует, что семья Ш., состоящая из четырех человек, занимает на условиях договора социального найма трехкомнатную квартиру, общая площадь которой составляет 52,8 кв. метра, в том числе жилая — 41,7 кв. метра.

Дом, в котором находится их квартира, был отнесен к категории аварийного и непригодного для постоянного проживания, а также признан подлежащим расселению и сносу.

Для переселения семье Ш. мэрией города была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 57,3 кв. метра, в том числе жилой — 31,2 кв. метра. Однако граждане от получения этой квартиры отказались. Возникший спор разрешался в судебном порядке.

Решением районного суда от 21.08.2009, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, мэрии города в удовлетворении иска о выселении Ш. и членов его семьи из занимаемого жилья с предоставлением ранее предлагаемого жилого помещения было отказано.

Разрешая дело, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что предлагаемый вариант переселения не является равнозначным. То обстоятельство, что общая площадь предоставляемого жилого помещения больше общей площади ранее занимаемого, правового значения не имеет, поскольку существенное уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения площади вспомогательных помещений (кухни, коридора и т.д.) в предоставляемой квартире ухудшает жилищные условия семьи Ш.

Однако президиум областного суда отменил вынесенные судебные постановления и, направляя дело на новое судебное рассмотрение, сослался на то, что по смыслу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначность предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому жилому помещению определяется исключительно по общей площади жилых помещений; соразмерность предоставляемого и занимаемого помещений по жилой площади юридически не значима, а требование о сохранении того же количества комнат относится только к случаям предоставления жилого помещения в коммунальной квартире.

С одной стороны, выводы судов первой и кассационной инстанций, с другой — иная правовая позиция суда надзорной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, рассматривая дело по надзорной жалобе граждан, указала на неправомерность выводов суда надзорной инстанции.

Из норм действующего законодательства (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает необходимость при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы» (в ред. от 06.12.2011) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы» (в ред. от 06.12.2011) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.10.2010 по делу № 8-В10-11 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома

СТ 86 ЖК РФ.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального
найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или
органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются
другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Комментарий к Ст. 86 Жилищного кодекса РФ

Снос жилых помещений, как правило, обусловлен необходимостью изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (строительство дорог, промышленных объектов, спортивных сооружений, современного жилья и т.п.).

Как отмечалось в комментарии к ст. 32 Кодекса, вопросы изъятия земельных участков должны решаться на основе норм земельного, градостроительного и гражданского законодательства.

Как предусматривает ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами развития городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

Сносу жилого помещения должно предшествовать решение об отводе земельного участка для государственных или муниципальных нужд с официальными данными, свидетельствующими об отсутствии других возможностей размещения будущих объектов.

При рассмотрении дел о выселении в связи с официальным решением о сносе жилого помещения для государственных или муниципальных нужд следует проверить, принято ли решение компетентными органами об изъятии и предоставлении земельного участка.

Следует также обратить внимание на то, отвечает ли предоставляемое жилое помещение степени благоустроенности.

Если наниматель и члены его семьи занимали отдельную квартиру, им следует предоставить такую же по размерам квартиру, т.е. по размеру жилое помещение должно быть не менее занимаемого с ориентиром на норму предоставления жилья, установленную органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 50 Кодекса).

Если размер занимаемого жилья оказался менее нормы предоставления, следует руководствоваться также положением ч. 1 ст. 50 Кодекса.

В ряде случаев следует учитывать право нанимателя на дополнительную жилую площадь (в случаях, предусмотренных законодательством), если наниматель фактически пользовался с учетом предусмотренных жилищным законодательством норм и обычной, и дополнительной жилой площадью.

Действующие в данном населенном пункте нормы предоставления жилья должны соблюдаться, как отмечалось, и в случае, если размер занимаемого жилья был меньше этих норм. Решая вопрос о количестве предоставляемых комнат, необходимо иметь в виду, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 Кодекса).

При этом следует ориентироваться на то, что заселение одной комнаты лицами разного пола, даже несовершеннолетними, нежелательно. Следует также учитывать состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства, затрудняющие пользование предоставленным жилым помещением (транспортная доступность для инвалидов, ветеранов, пожилых людей, медицинских, торговых учреждений и организаций и т.п.).

Выселению должно предшествовать и реальное выделение свободного жилья по конкретному адресу со сроком предоставления.

Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Комментарий к статье 89 Жилищного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросам предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением по следующим основаниям, предусмотренным ЖК РФ:

снос дома (ст. 86);

перевод жилого помещения в нежилое (ст. 87);

признание жилого помещения непригодным для проживания (ст. 87);

существенное изменение размера жилого помещения в результате капитального ремонта или реконструкции жилого помещения либо ликвидации жилья в результате этих работ (ст. 88).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 89 предоставляемое жилье должно:

1) быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже, чем в данном населенном пункте. Как было отмечено в Постановлении Пленума ВС СССР N 2, в случаях выселения граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта (п. 15). При этом должна учитываться благоустроенность государственного и муниципального жилищных фондов. Отсутствие коммунальных удобств и неблагоустроенность того жилого помещения, из которого выселяется наниматель, не являются основанием для предоставления жилого помещения, имеющего благоустроенность ниже уровня благоустроенности данного населенного пункта (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 5);

2) быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Так, если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им должна быть предоставлена квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Следует отметить, что в ст. 89 отражены позиции ст. 96 ЖК РСФСР. Однако ст. 96 содержала отсылку к положениям ЖК РСФСР в части требований к предоставляемому жилому помещению, в том числе его размеру, а также необходимости учета интересов граждан при предоставлении жилья. Нет сомнений, что такой подход являлся правильным.

Комментируемая статья подобных положений не содержит. Вместе с тем представляется необходимым учитывать при ее применении правила ряда статей ЖК РФ, которые, к сожалению, не упомянуты в этой статье. Так, было бы неправильным игнорировать положения ст. 58 ЖК РФ, согласно которой заселение по договору социального найма одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1), и правила ч. 2 этой же статьи в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Кстати, ст. 58 не требует применять ее лишь в случае обеспечения жильем очередников (см. комментарий к ней);

3) отвечать установленным требованиям (см. комментарий к ст. 15);

4) находиться в черте данного населенного пункта.

3. Комментируемая статья решает вопросы предоставления жилого помещения (по обозначенным в ней основаниям) по договорам социального найма.

Норма предоставления жилья устанавливается по правилам ст. 50 ЖК РФ. Данная статья также не содержит указания о применении этой нормы только к очередникам.

Представляет интерес Постановление Пленума ВС СССР N 2 (в части выселения из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения), которым отмечено, что при решении вопроса о количестве предоставляемых комнат необходимо учитывать наличие в семье разнополых лиц, кроме супругов, а также состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства (п. 15).

4. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому по суду, должно быть указано в решении суда.

Статья 89 ЖК РФ. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Комментарии к ст. 89 ЖК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи называет основные требования, предъявляемые к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, при выселении граждан.

2. Помещение, предоставляемое гражданам в связи с их выселением в случаях, предусмотренных ст. ст. 86 — 88 ЖК РФ, должно быть:

во-первых, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

во-вторых, пригодным для проживания;

в-третьих, находиться в черте данного населенного пункта;

в-четвертых, равным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

При определении размера конкретного жилого помещения, предоставляемого выселяемым гражданам в качестве благоустроенного, следует исходить из следующего. Жилищный кодекс РФ ориентирует правоприменителя на то, что размер предоставляемого жилья должен быть равным по размеру жилому помещению, из которого граждане выселяются. Это обусловлено тем, что в данном случае имеет место не предоставление жилого помещения в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, а замена жилого помещения. В случае сноса дома или проведения капитального ремонта, в результате которого жилое помещение не сохранится в первоначальном виде, орган государственной власти, орган местного самоуправления или наймодатель предоставляют взамен занимаемого жилого помещения другое, равное по площади. Граждане, которым предоставлено другое жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, если не отпали основания для их состояния на учете (см. комментарий к ст. ст. 51 и 56 ЖК). Например, гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по основаниям проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в то время как размер жилого помещения соответствовал норме предоставления. В случае предоставления ему благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и равного по размеру ранее занимаемому, у данного гражданина отпали основания состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но если площадь занимаемого жилого помещения была менее нормы предоставления, то при предоставлении ему равного по площади жилья он останется состоять на учете до предоставления ему жилого помещения по норме предоставления в порядке очередности.

Нанимателю должно быть предоставлено жилое помещение, состоящее из того же количества комнат, что и ранее занимаемое; если ранее занимаемое жилье было квартирой, то нанимателю должна быть предоставлена соответствующая квартира.

3. В случае отказа от переселения в предлагаемое нанимателю и членам его семьи помещение вопрос о принудительном выселении решается в судебном порядке. Жилое помещение, в которое выселяют нанимателя, должно быть указано в решении суда.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 октября 2013 г. по делу N 33-3831 (ключевые темы: социальный наем — жилой дом — квартира — выселение — норма предоставления)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 октября 2013 г. по делу N 33-3831

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Наумовой И.В.

судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.

при секретаре Тягнирядно Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2013 года

апелляционную жалобу Коротенко С.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 июля 2013 г. по делу по заявлению Коротенко С.В. о признании незаконным распоряжения администрации г. Белгорода от 27 июня 2013 года N 2053.

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., изучив материалы дела, судебная коллегия

Коротенко С.В. с несовершеннолетним сыном К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает на условиях договора социального найма в жилой комнате площадью «данные изъяты» кв.м. трехкомнатной квартиры «адрес».

27 июня 2013 года администрацией г. Белгорода за N 2053, во исполнение распоряжения администрации г. Белгорода от 31.12.2008 г. N 4913 «Об отселении жильцов многоквартирного дома «адрес»» Коротенко С.В. и ее сыну предоставлено по договору социального найма две комнаты в четырехкомнатной квартире в г. Белгороде.

Коротенко С.В. в порядке производства из публичных правоотношений, в интересах своих и сына обратилась в суд с настоящим заявлением о признании незаконным распоряжения администрации г. Белгорода от 27 июня 2013 года N 2053 «О предоставлении жилой площади для отселения граждан из жилого дома «адрес»» в части касающейся предоставления им на состав семьи 2 человека по договору социального найма двух комнат жилой площадью «данные изъяты» кв.м. и «данные изъяты» кв.м. по основаниям нарушения, установленной в г. Белгороде нормы предоставления 18 кв.м. на человека и не принятия во внимание нахождения заявительницы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель требования поддержала, также указывая на то, что к отношению по выселению, в связи со сносом должны применяться нормы ЖК РСФСР, поскольку в период его действия в сносимом жилом помещении начала проживать Коротенко С.В. с 1989 года, ее сын Н. с рождения ДД.ММ.ГГГГ года, а в ноябре 2003 года Октябрьским районным судом г. Белгорода был разделен договор найма на три лицевых счета. Установленный Конституцией РФ принцип равенства не может нарушаться, в связи с чем, Жилищный кодекс РФ не может нарушать право Коротенко С.В. на получение отдельного жилья по договору социального найма, на условиях Жилищного кодекса РСФСР.

Представитель администрации г. Белгорода просил в удовлетворении заявления отказать, указывая, что к правоотношениям должны применяться нормы ЖК РФ, поскольку дом по адресу: «адрес» признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации г. Белгорода от 31 декабря 2008 года. Жилое помещение предоставлено большей жилой площадью «данные изъяты» кв. м. и вместо одной две комнаты, благоустроенное, в том же населенном пункте, что соответствует положениям ст. 89 ЖК РФ.

Решением суда требования Коротенко С.В. отклонены.

В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения и принятии нового решения суда.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия признает решение законным и обоснованным, а жалобу — не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что обжалуемое распоряжение принято в пределах компетенции органа в соответствии с положениями ЖК РФ, вступившего в силу с 01 марта 2005 года, поскольку правоотношения по выселению, в связи со сносом, возникли с момента признания жилого дома аварийным с 31 декабря 2008 года и с соблюдением его положений, нарушений, влекущих признание решения о предоставлении спорного жилого помещения недействительным не установлено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Как следует из материалов дела, Коротенко С.В. на условиях договора социального найма как наниматель пользуется жилым помещением одной комнатой жилой площадью «данные изъяты» кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью «данные изъяты» кв.м в том числе жилой «данные изъяты» кв.м. по адресу: «адрес» что подтверждено договором от 01 сентября 2010 года. Членом семьи нанимателя в договоре указан сын К. Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно ответу управления социальной защиты населения администрации г.Белгорода Коротенко С.В. распоряжением администрации от 01 ноября 2010 года принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с включением в список малоимущих граждан.

31 декабря 2008 года администрацией г. Белгорода за N 4913 вынесено распоряжение об отселении жильцов многоквартирных домов, в том числе дома «адрес», в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу. Данное распоряжение Коротенко С.В. не обжалуется.

Во исполнение указанного распоряжения администрацией принято распоряжение 27 июня 2013 года за N 2053 «О предоставлении жилой площади для отселения граждан из жилого дома «адрес»», в том числе, заявительнице и ее сыну предоставлено по договору социального найма две комнаты N «данные изъяты» жилой площадью «данные изъяты» кв.м. и N «данные изъяты» жилой площадью «данные изъяты» кв.м. (общая площадь двух комнат «данные изъяты» кв.м.) в четырехкомнатной квартире N «адрес» в четырехкомнатной квартире в г. Белгороде.

Оценивая доводы заявителя о том, что оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку ей с сыном должно быть предоставлено отдельное жилье по договору социального найма на состав семьи из двух человек, которое должно соответствовать установленной в г. Белгороде норме предоставления 18 кв.м. на человека, судебная коллегия признает их основанными на неверном толковании закона.

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно соответствовать установленным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 — 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования данного жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ( ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превысит норму предоставления ( ст. 50 ЖК РФ) судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящие из того же числа комнат в коммунальной квартире.

В силу абз. 4 п. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям перечисленным в статьях 86 — 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57 , 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Таким образом, предоставление гражданам жилого помещения по основаниям ст. 86 ЖК РФ и отвечающего требованиям ст. 89 Кодекса является гарантией определенных условий проживания граждан, переселяемых в другие жилые помещения, а не улучшением их жилищных условий, в связи с чем, иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 , статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете ( статья 55 ЖК РФ).

В связи с тем, что комнаты N «данные изъяты» жилой площадью «данные изъяты» кв.м. и N «данные изъяты» жилой площадью «данные изъяты» кв.м. (общая площадь двух комнат «данные изъяты» кв.м.) в четырехкомнатной квартире N «адрес» были предоставлено Коротенко С.В. и К. Н.С. не в связи с улучшением жилищных условий ( ст. 57 ЖК РФ), а по основаниям ст. 86 ЖК РФ — выселение граждан в другое благоустроенное жилое помещение в связи с невозможностью использования по назначению жилого помещения — комнаты площадью «данные изъяты» кв.м. в квартире N «данные изъяты» дома «адрес», который согласно распоряжению администрации г. Белгорода N 4913 от 31.12.2008 г. признан аварийным и подлежащим сносу, иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Также отклоняются доводы о применении к рассматриваемым правоотношениям ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, и обязанности предоставить отдельное жилье, как не основанные на нормах закона, поскольку жилищные правоотношения являются длящимися и применению подлежит закон, действующий на момент предоставления жилого помещения, а не на момент возникновения права пользования жилым помещением, подлежащим сносу.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает, что при предоставлении заявителям жилого помещения в связи со сносом дома требования жилищного законодательства соблюдены.

Доводы заявителя о том, что судом не были проверены полномочия должностного лица подписавшего оспариваемое распоряжение — первого заместителя главы администрации г. Белгорода, судебной коллегией отклоняются.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в абз. 2 п. 21 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке к судебному разбирательству данной категории дел надлежит истребовать и приобщать к материалам дела текст устава данного муниципального образования, поскольку в нем определена структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и полномочия.

Текст Устава городского округа «Город Белгород», принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 197 («Наш Белгород», N 51 от 09.07.2011; «Наш Белгород», N 70 от 29.09.2010; «Наш Белгород», N 13 от 27.02.2010; «Наш Белгород», N 5 от 24.01.2009; «Наш Белгород», N 50 от 16.12.2005) размещены в системе КонсультантПлюс.

Статья 38 Устава городского округа «Город Белгород» предусматривает, что в структуру администрации города Белгорода входят мэр города Белгорода, первый заместитель главы администрации города, заместители главы администрации города, структурные подразделения администрации города. В структуру администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

Учитывая доступность судов к информационно-правовым системам, отсутствие текста Устава на бумажном носителе в материалах дела не привело к неправильному разрешению дела.

Коротенко С.В., указывая на допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права, не приводит мотивированных доводов о том, как данное обстоятельство повлияло на правильность принятого решения.

Необходимо отметить, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции Коротенко С.В. не ссылалась на незаконность оспариваемого распоряжения по мотиву его подписания не уполномоченным на то лицом.

Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 июля 2013 г. по делу по заявлению Коротенко С.В. о признании незаконным распоряжения администрации г. Белгорода от 27 июня 2013 года N 2053 оставить без изменения, апелляционную жалобу Коротенко С.В. без удовлетворения.

Смотрите так же:

  • 105 ч3 ук рф Какое наказание будет несовершеннолетнему по ст 105 ч 1 УК РФ? Здравствуйте. Скажите пожалуйста, сколько дадут молодому человеку (17 лет) по ст.105 ч.1, если он убил ножом […]
  • Необходимая оборона ст 37 ук рф Статья 37. Необходимая оборона Информация об изменениях: Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 29-ФЗ статья 37 изложена в новой редакции Статья 37. Необходимая оборона 1. Не является […]
  • Размер алименты на содержание родителей Размер алименты на содержание родителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Окуловский военный комиссариат "ЗАБЫТЫЙ ПОЛК" ВОЕНКОМАТЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Нравится Не нравится marel1968 06 Май 2012 Кто ищет в Новогородской обл. СТАРОРУССКИЙ район-ссылки Данная ссылка приведет вас на […]
  • Количество дтп за 2018 год Автомобили Происшествия Трезвые и живые: российские водители бьют рекорды ГИБДД отчиталась о снижении смертности на дорогах за полгода В первой половине 2018-го года на российских […]