Система права элементы и структура

Конспекты юриста

Система права: понятие и элементы

Отличие системы права и правовой системы заключается в том, что система права включает в себя правовую систему.

Система права – это взятые в единстве и взаимосвязи, действующие в государстве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру (т.е. это внутреннее строение права).

Признаки системы права:

  • 1. Объективный характер, т.е. система права складывается под воздействием объективных критериев (не зависит от воли и сознания конкретного человека);
  • 2. Единство и дифференциация (с одной стороны все нормы права тесно взаимосвязаны и выступают как единое целое, с другой стороны каждая норма специфична, и для их упорядочивания применяется объединение норм в определенной совокупности (отрасль, институты и т.т.) по какому-либо критерию);
  • 3. Абстрактный характер, это означает, что она умозрительна.

Структура системы права

Основные элементы:

  • — норма;
  • — институт (здесь важно сказать, что предмет правового регулирования и метод правового регулирования являются критериями объединения НП в институты);
  • — отрасль.

Дополнительные элементы:

  • — подотрасли;
  • — субинституты (расторжение брака, заключение брака, являются субинститутами института брака).

Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. В частности, нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений через институты, объединяются в отрасли права.

Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права. Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений.

Отличие института от отрасли:

  • 1. Институт по объему норм меньше, чем отрасль и входит в неё;
  • 2. Отрасль регулирует род общественных отношений, а институт – вид общественных отношений, входящих в этот род;
  • 3. Отрасль обладает исчерпывающим набором методов, применяемых к данному роду общественных отношений, а институт только частью таких методов.

Отрасли права – это, как принято считать, самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты права, которые в свою очередь, подразделяются на нормы права. Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо род (сферу) общественных отношений особыми присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приёмов воздействия на данный род общественных отношений. Причём этот набор исчерпывающий. В рамках отрасли иногда выделяют более мелкие образования – подотрасли – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие-либо сходные общественные отношения.

Комплексное право состоит из норм различных отраслей (экологическое, транспортное право).

Система права – это содержание, а система законодательства – это форма (внешнее выражение).

Система права элементы и структура

50. Понятие и структурные элементы системы права

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

СТРУКТУРА И СИСТЕМА ПРАВА

Структура права и ее элементы. Понятие системы права

В предыдущих темах мы говорили о праве и нормах права. Норма права – одно правило поведения – самая мелкая, неделимая часть права, как иногда говорят, – первичная клеточка, «молекула» права. Из предыдущей темы мы знаем, что и норма права имеет свои элементы, но каждый из этих элементов в отдельности не является правилом поведения; таким образом, право нельзя делить на части более мелкие, чем норма права. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений правовые нормы могут объединяться в так называемые правовые институты, а те, в свою очередь, – в более крупные подразделения: в подотрасли и отрасли права. Совокупность отраслей права, или (новый термин!) система права, и составляет право в целом. Нет нормы, которая существовала бы самостоятельно и не относилась бы к какой-либо отрасли права.

Таким образом, структуру права составляют более или менее крупные объединения правовых норм. В структуре права можно выделить следующие основные уровни:

Уже известны определения права и нормы права. Что же представляют собой отрасль права, подотрасль права и правовой институт?

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, трудовое право, гражданское процессуальное право и т.д. Признаки отрасли права отражены в определении. Более подробно анализируя это образование, следует указать: отрасль права – часть системы права, все отрасли в совокупности и составляют систему права (или право), отрасль права обладает внутренней структурой и также системностью, поскольку состоит из норм права, в определенном порядке объединенных в правовые институты, а иногда и в подотрасли права; отрасль права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования (см. об этом параграф 12.2).

Подотрасль права – это обособленная часть отрасли нрава, которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Это, например, авторское, наследственное право в гражданском праве, водное, горное право в земельном праве. Подотрасль права – необязательный, факультативный элемент структуры права, поскольку в некоторых отраслях (например, в уголовно-процессуальном праве) подотраслей не выделяют.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, составляющих часть отрасли права, регулирующих вид или определенную сторону однородных общественных отношений. К примеру, в уголовном праве есть такие правовые институты, как действие уголовного закона, виды уголовных наказаний, должностные преступления, преступления против собственности и др.; в трудовом праве – охрана труда, заработная плата, время отдыха, рабочее время и др.

На основе сказанного можно предложить определение системы права.

Система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права.

Система права, ее структура. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государст­ве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно само­стоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права, ее структуру.

Норма права — первичный структурный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного ха­рактера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общест­венного отношения, тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, ре­гулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

Например, отношения землепользования — земельное право, имуществен­ные отношения — гражданское право, управленческие отношения — админист­ративное право и т.п.

Подотрасль права — это совокупность норм, регулирующая вид общест­венных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей специфи­кой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа пра­вовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственно­сти, институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охра­ны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид, тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собст­венности, в государственном праве — институт гражданства и т.д.

Субинститут права — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений.

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений:

— против жизни (его составляют различные виды убийств),

— против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений),

— против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис, на котором осно­вываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Консти­туционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической си­лой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят: конституционное право (это и основа, и одно­временно профилирующая отрасль), административное право, гражданское право, уголовное право.

Таким профилирующим отраслям, как уголовное и гражданское, сопутст­вуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования, и их рассматривают как соответст­вующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появле­ние было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уго­ловно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспе­чения, земельное право и экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным.

Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и ма­териальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязан­ности участников общественных отношений, а нормы процессуального права — сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существую­щими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, дру­гие — к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно­исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессу­альных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публич­ное — сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или аб­солютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, сущест­вуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и под­чинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения роди­тельских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисципли­нарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на импера­тивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с по­ощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неиму­щественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения част­ных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, ли­бо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного вла­дения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный ха­рактер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспе­чиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принужде­ния зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два кри­терия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулировать­ся двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансо­вым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа и он исполняется принудительно.

Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй крите­рий — метод правового регулирования.

Метод правового регулирования — это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

— основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

— способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

— характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в пра­воотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы право­вого регулирования: императивный, диспозитивный, поощрительный, реко­мендательный.

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

— отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах, и подчиняться тре­бованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регу­лирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по фак­ту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только им­перативный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его пре­обладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую обо­рону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягатель­ства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом слу­чае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы дис- позитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется: равно­правием сторон и предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя по­нимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему ус­мотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать ус­тановленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государ­ственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неус­тойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулиро­вания, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предостав­лении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве, и практиче­ски любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод — метод совета: поступать так, как это жела­тельно для общества и государства. Схож с диспозитивным методом.

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможно­стей.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое система права?

2. Назовите элементы системы права, составляющие ее структуру.

3. Что такое норма права как структурный элемент системы права?

4. Что самостоятельно регулирует норма права?

5. Что такое отрасль права, что она регулирует?

6. Что такое подотрасль права, что она регулирует?

7. Что такое институт права, что он регулирует?

8. Чем отличается правовой институт от отрасли права?

9. Что такое субинститут права, что он регулирует?

10. Дополните предложение: «Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один . но можно привести пример, когда таковых несколько».

11. На какие субинституты делится институт преступлений?

12. Дополните следующие предложения:

— «В любой системе права выделяется своеобразный базис, на котором ос­новываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает . ».

— «Нормы . . обладают наивысшей юридической силой, непосредст­

венным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права».

— «В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят: (это и основа, и одновременно профили­рующая отрасль), . право, . право, . право».

— «Таким профилирующим отраслям, как уголовное и гражданское, сопут­ствуют соответствующие . отрасли: . -. и . -. ».

— «Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии . и их рассматривают как соответствующие . ».

— «Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают . тех или иных общественных отношений, а их по­явление было обусловлено объективными процессами отраслевой .

К таким отраслям права относятся: . право, . право, . право,

. право, право , . право и . право».

13. Какие два блока выделяют в системе права?

14. Дополните следующие предложения:

— «Нормы материального права определяют . и . участников общест­венных отношений, а нормы процессуального права — . . . прав и обязан­

— «Если сопоставлять материальное и процессуальное право с сущест­вующими отраслями права, то одни отрасли можно . к ., другие — к ., а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «. » . и . норм».

— «В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: . и . право».

15. Что такое частное право?

16. Что такое публичное право?

17. Дополните следующие предложения:

— «Если частное право — область . и , то публичное — сфера . и . ».

— «Следует заметить, что не существует или отраслей права».

— «В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, суще­ствуют . . и ., основанные на методе . и . и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы».

— «Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения . . В трудовом праве институт , да и вся дисциплина труда осно­вывается на . методе правового регулирования, который разумно сочетается с . методом».

18. Какие существуют критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относятся к частному либо публичному праву?

19. Дополните следующие предложения:

— «Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) . (если частное право призвано регулировать , то публичное —

2 ) (если частному праву свойственны нормы, регулирующие

имущественные отношения, то публичному — . );

3) . . . (если в частном праве господствует метод координации, то в

4) . . (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с ., либо государственных органов . . )».

— «В настоящее время в правовой системе России все больше утверждают­ся такие институты частного права, как право наследуемого . владения, . собственности, частной ., возмещения . ущерба и др.».

— «Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение . и . частного права в . . правового регулирования».

— «Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обес­печиваются соответствующим механизмом . к . прав и обязанностей, одна­ко, в отличие от публичного права, применение . зависит от . потерпевшей стороны».

20. Какие два критерия используют для деления системы права на отрасли и институты?

21. Дополните следующие предложения:

— «Если предмет отвечает на вопрос, что . право, то метод — как . ».

— «Если предмет является . критерием, то метод — . ».

22. Что понимается под предметом правового регулирования?

23. Какие отношения выступают в качестве главного объективного крите­рия деления права на отрасли и институты?

24. Дополните следующие предложения: «Некоторые разновидности об­щественных отношений могут регулироваться ., а иногда и . отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются . и . правом, а некото­рые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу . отношений, когда виновно­му лицу назначается наказание в виде . и он исполняется принудительно».

25. Что такое метод правового регулирования?

26. Что включают в себя основные характеристики метода правового ре­гулирования?

27. Дополните следующее предложение: «Основные характеристики ме­тода правового регулирования включают:

— . возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

— . взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

— . юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотно­шении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.)».

28. Назовите методы правового регулирования.

29. Чем характеризуется императивный метод правового регулирования?

30. Дополните следующие предложения:

— «Императивный метод правового регулирования характеризуется: . сторон, отношениями . и ., когда один субъект должен строго следовать ., указанным в правовых нормах, и . требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения».

— «Правоотношения, основанные на императивном методе правового регу­лирования, возникают помимо . одной из сторон, вне зависимости от ее . ».

— «К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от . преступника».

31. На каком методе правового регулирования основаны конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право?

32. На императивном методе основаны конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Вопрос: «Означает ли вышесказанное, что в этих отраслях существует только импера­тивный метод правового регулирования?» Приведите пример, когда в уголов­ном праве применяется и другой метод правового регулирования.

33. Дополните следующие предложения:

— «На отдельных элементах . метода в уголовном праве основан инсти­тут . обороны».

— «В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы ., например, дела частного обвинения (о ., . и некоторые другие) возбужда­ются по жалобе . и прекращаются . сторон».

34. Чем характеризуется диспозитивный метод правового регулирования?

35. Дополните следующие предложения:

— «Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется: . сторон и предоставляет субъектам . в пределах закона . отношения по сво­ему усмотрению».

— «Диспозитивный метод основан на ., но . нельзя понимать как . и возможность поступать любым образом».

36. В чем заключается суть диспозитивного метода правового регулиро­вания?

37. Дополните следующие предложения:

— «Суть диспозитивного метода заключается в . субъектам права самим . о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению . в правовые отношения».

— «Если они . о правах и обязанностях, то установленным предпи­саниям, а их нарушение . применение мер государственного принуждения».

— «Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) . о мерах ответственности в случаях нарушения обязатель­ства.

Например, в гражданском праве существуют . и законная неустойка».

— «Диспозитивный метод характерен для . права, . права, большей час­ти институтов . права».

38. Какой метод правового регулирования выступает в качестве основного для гражданского права, семейного права и большей части институтов трудо­вого права, и какой метод им свойственен в меньшей степени, является для них дополнительным?

39. На чем основан поощрительный метод правового регулирования? Как его можно охарактеризовать?

40. Дополните следующие предложения: «Поощрительный метод право­вого регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных . (. ) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — . в структуре которых содержится . -. а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества . поведения.

Его можно охарактеризовать как метод . за определенное . поведение».

41. Какой метод правового регулирования сочетается с императивным в уголовно-исполнительном праве? Приведите пример такого сочетания мето­дов.

42. В какой отрасли права широко представлен поощрительный метод?

43. Что собой представляет рекомендательный метод правового регулиро­вания?

44. Составьте список литературы по вопросу 2.6. («Система права, ее структура. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты»), используя базу данных научно-технической библиотеки СГАУ, а также источники других библиотек, различные Интер­нет-ресурсы.

30. Система права: понятие, элементы, соотношение с системой законодательства и правовой системой

Система права — это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм.

Элементы системы права:

1. Отрасль права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом.

2. Подотрасль права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).

3. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).

4. Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).

5. Норма права — первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.

Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Это внешнее выражение системы права, которая соотносится с системой законодательства как содержание и форма. Элементами системы законодательства являются НПА, а первичными элементами — статьи НПА. Если система права определяется системой общественных отношений, то система законодательства — волей законодателя. Поэтому система законодательства является субъективной, а система права — объективной.

Законодательство кроме норм права может содержать декларации, определения, цели, призывы, а система права — только нормы.

Число отраслей законодательства больше числа отраслей права.

Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).

Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.

Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.

Система права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Понятие системы права

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Смотрите так же:

  • Перечень документов на рвп 2018 по браку РВП по браку в 2018 году: сроки выдачи, порядок получения Иностранец, регистрируя отношения с гражданином РФ, автоматически получает право льготного оформления разрешения на временное […]
  • Кузнецк вакансии юрист Удаленная работа юрист в городе Кузнецк Требования к работнику: Для работы юристом обязательное знание законов и правил. Отслеживание новых законодательных актов. Знание уголовно […]
  • Образец согласия на выезд ребенка за границу без сопровождения Как родителям оформить согласие на выезд ребенка за границу Если ребенок едет за границу только с одним из родителей, турагенства обычно просят запастись согласием на выезд от второго […]
  • Авториа продажа подержанных автомобилей Автомобили из Эстонии Рейтинг авто по отзывам 80 тыс. км Киев Бензин, 2 л. Автомат Авто в пути в Одессу. Фото и пробег реальные 1000%. фото снято в порту, Авто на ходу , […]
  • Жилищная инспекция при правительстве рф Жилищная инспекция при правительстве рф Настройки отображения Главная Общая информация Полномочия, задачи, функции Общая информация Государственная жилищная инспекция […]