Помощь супругам после развода

Помощь супругам после развода

Развод является одной из сильных стрессовых ситуаций. По своей силе стресс, который испытывает человек во время развода, подобен стрессу человека, скорбящего по умершему родственнику. На бессознательном уровне развод означает своеобразную «смерть» супруга. Развод – это тоже потеря близкого человека, даже если брак не был официально зарегистрирован, даже если чувства к партнеру давно угасли. Чтобы пережить развод, необходимы поддержка и участие близких родственников и друзей.

Боль, возникающую в процессе развода, а также после его завершения, многие сравнивают с утратой части себя или себя целиком. Причиной боли зачастую становятся разрушенные ожидания, потраченное впустую время, страх остаться одной.

Время способно излечивать раны. Исследования показали, что люди переживают развод без помощи психолога в среднем 3-5 лет. Но практика показывает, что в некоторых случаях человек может отходить от развода в течение 10 и более лет.

В психологической помощи при разводе нуждаются все члены семьи, в том числе и супруг, от которого уходят. Особенно если развод стал для него неожиданностью, или он любит партнера и не хочет разводиться.

Психологическая помощь при разводе необходима и супругу, от которого исходит инициатива развода, поскольку он может испытывать вину, тяжесть, давление со стороны родственников и партнера. В помощи психолога нуждаются и дети.

Разводом называется длительный психологический процесс, начинающийся с принятия решения о разрыве отношений и заканчивающийся после того, как экономические, юридические и эмоциональные отношения полностью завершены. Развод условно делится на три этапа: предразводный, этап развода и этап после развода.

Психологическая помощь на предразводном этапе

Если у вас появилось желание развестись, но вы сомневаетесь в принятии окончательного решения, вам необходимо проконсультироваться с психологом. Конечно, психолог не примет это решение за вас, он поможет вам понять, что вы хотите на самом деле.

На предразводном этапе семью можно спасти. Общаясь с психологом, вы, возможно, осознаете, что спасать уже нечего, примете ситуацию и сможете пережить развод менее болезненно. На предразводном этапе вам поможет семейный психолог, на прием к которому лучше приходить вдвоем.

Психологическая помощь необходима в том случае, если вы оба не знаете, стоит вам разводиться или нет, и продолжаете портить друг другу жизнь и испытывать постоянный стресс. В таком напряжении невозможно принять правильное решение. Поэтому чем раньше вы обратитесь к психологу, тем лучше.

Если партнер не хочет пройти психологическое консультирование, можно выбрать индивидуальную психологическую консультацию.

Особенно необходимо прийти на консультацию к психологу в следующих случаях:

· решение о разводе, которое принял партнер, стало для вас неожиданностью;

· если вы любите супруга и против развода.

Психологическая помощь на этапе развода.

На этапе развода уже принято окончательное решение о разводе, и начинается процесс развода. Это самый болезненный этап отношений. Вы открываете дверь в новую жизнь? Что ждет вас за этой дверью?

Психологическая помощь при разводе необходима не только супругам, но и их детям.

Психологическая помощь детям, родители которых разводятся

Если вы окончательно решили развестись, помните, что дети будут страдать при разводе не меньше, чем вы.

В многочисленных психологических исследованиях было показано, что дети (особенно в возрасте до 10 лет) часто на бессознательном уровне считают себя виновными в разводе родителей. Кроме этого, в процессе развода ребенку необходимо сделать тяжелый выбор между двумя самыми близкими ему людьми – решить с кем ему остаться – с мамой или папой?

Зачастую родители усугубляют ситуацию, стараясь переманить ребенка на свою сторону, настроить его друг против друга. Не используйте своего ребенка как средство для манипуляций, как канат для перетягивания. А так же позаботьтесь о чувствах своего ребенка. Сколько бы ему не было лет, найдите время для разговора и расскажите ребенку все как есть на самом деле, о том что вы разводитесь, о том что ребенок ни в чем не виноват, о том что какие бы отношения не были между супругами, что для ребенка вы всегда будете любящими папой и мамой, во что бы то ни стало.

Психологическая помощь после развода

Часто после развода многие пары продолжают отношения. Юридически оформленный развод и раздельное проживание не означает, что отношения завершились и психологический развод произошел. Но наличие незавершенных отношений мешает обоим супругам (особенно женщинам) строить новую жизнь.

Новую любовь встретить невозможно, если в сердце еще живет прежняя любовь. Но зато можно найти человека, похожего на бывшего супруга, и снова совершить ошибку.

Почему так происходит? Потому что конфликт незавершенных отношений переносится в новые отношения и воспроизводится снова, только с другим человеком. К тому же новый партнер часто похож на бывшего супруга. И так же, как и вы, травмирован предыдущими отношениями. Возможно, что новые отношения окажутся хуже предыдущих.

Есть хорошая фраза: «Уходя, уходи». Если вы развелись, то полностью отделяйтесь друг от друга, не застревайте в старых, уже завершенных, отношениях. Только тогда вы сможете построить новую жизнь.

Часто оба партнера обманывают сами себя. Им кажется, что они окончательно расстались, но в действительности в сердце каждого (или одного из бывших супругов) еще есть чувства к партнеру, надежда на восстановление отношений. К примеру, некоторые пары после развода продолжают сексуальные отношения в течение нескольких лет. Многие думают, что они остались друзьями, в действительности это самообман. Зачастую в таких случаях отношения между бывшими супругами продолжаются.

На незавершенные отношения указывают и другие факты: что вы живете в одном доме или квартире, не можете разделить имущество, сексуальное влечение к партнеру (в том числе и тайное), ревность, зависть, желание отмстить, обиды, боль, злость и другие чувства по отношению к партнеру.

Во многих случаях со стороны брошенного супруга живет надежда на воссоединение семьи. В редких случаях восстановить отношения возможно, но для этого необходима помощь психолога, поскольку без изменения моделей отношений и поведенческих паттернов семья может разрушиться снова, даже не успев восстановиться. Ведь после развода ни вы, ни ваш партнер не изменились (хотя вам может казаться, что изменения есть), это значит, что каждый из вас будет использовать старые поведенческие паттерны, которые снова разрушат ваши отношения.

Почему важна психологическая помощь при разводе?

Невозможно при разводе избежать горестных переживаний, сделать вид, что все хорошо. Помощь психолога при разводе очень важна. Боль при разводе важно прожить и пережить.

Решили развестись — чем поможет семейный психолог

Любой развод, даже если он по обоюдному желанию — это серьезная травма, которая усугубляется необходимостью полностью реорганизовать свою жизнь. До развода большинство людей не представляют, с чем они могут реально столкнуться. Проблемы, которые стоят перед разводящимися, затрагивают многие аспекты жизни, такие, как раздел имущества, реорганизация быта, создание новых взаимоотношений с друзьями, родственниками, детьми и т. д.

Изучение бракоразводных процессов семейными психологами привело к созданию разнообразных классификаций мотивов разводов. Под мотивами тут, как правило, понимаются различные условия, поводы и обстоятельства, повлекшие за собой развод.

Вот классификация причин развода, предложенная отечественным психологом (Елизаров, 2004):
• затяжные супружеские конфликты;
• измена одного из супругов;
• новая любовь;
• охлаждение в эмоциональных отношениях;
• потребность начать иную жизнь, более радостную и более насыщенную событиями;
• развод и все, что связано с ним, стали центральной темой супружеского общения, обеспечивающей событийную насыщенность жизни;
• недовольство распределением супружеских ролей и обязанностей;
• проблемы в сексуальной сфере;
• родители настраивают супругов друг против друга;
• соматическая или психическая болезнь одного из супругов;
• хроническое заболевание у ребенка;
• отсутствие тепла и доверительности в отношениях;
• супруги обнаруживают, что у них разные ценности;
• один из супругов стремится эксплуатировать другого;
• несоблюдение культуры поведения и норм повседневной жизни одним из супругов;
• плохие материальные и жилищные условия, осложняющие жизнь семьи;
• совместное проживание с родителями;
• наркологическая зависимость одного из супругов;
• навязчивая ревность со стороны одного из супругов;
• неравный уровень образования и социального статуса;
• трудности в сочетании семейных и внесемейных ролей для одного из супругов;
• бесплодие одного из супругов;
• пристрастие одного из супругов к азартным играм;
• перегрузки, физическое и/или эмоциональное истощение одного из супругов в связи с работой;
• один из супругов считает, что другой нерационально тратит деньги; проблемы, связанные с тратой денег;
• один из супругов считает, что другой нерационально организует свое время, не так живет;
• потеря смысла жизни одним или обоими супругами, неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с этим.

Развод, в представлении большинства семейных психологов, это не событие, а процесс, который начинается с того, что супруги оценивают возможность развестись, и заканчивается тогда, когда оба партнера создают свой самостоятельный стиль жизни. В этом процессе помощь семейного психолога просто необходима.

Можно выделить несколько наиболее распространенных вариантов обращений за психологической помощью к семейному психологу в связи с разводом.

Первый вариант — один из супругов хочет развода, второй желает сохранить брак и прибегает к помощи семейного психолога как к одной из последних возможностей. Вряд ли в этом случае семейный психолог поможет такой брак сохранить. Пожалуй, единственное, что он может сделать, — это помочь человеку пережить и принять неотвратимость развода.

Второй вариант благоприятнее — оба супруга сомневаются в необходимости развода. Хотя семейная жизнь зашла в тупик, они стремятся из него выбраться. И в этом семейный психолог реально может им помочь.

Следующей достаточно распространенной проблемой является расставание с партнером. В консультацию обращаются люди, которые уже не надеются вернуть партнера, и их волнует проблема — как жить дальше, как «разлюбить», как приспособиться к жизни без надежды на взаимность. В этом случае семейный психолог поможет пережить чувства обиды, утраты, вины и т. п., переживаемые клиентом. Только после этого клиент способен интеллектуально овладеть ситуацией, что-то понять и переменить в собственном поведении. После этого можно переходить к планированию иных сторон жизни и к поиску ресурсов для дальнейшей полноценной жизни.

Развод, в представлении многих специалистов, это не событие, а процесс, который начинается с того, что супруги оценивают возможность развестись, и заканчивается тогда, когда оба партнера создают свой самостоятельный стиль жизни. Юридический развод тут лишь часть всего процесса. Этот процесс состоит из двух основных стадий: стадии решения и стадии реструктуризации (перестраивания). Первая стадия заканчивается принятием решения о разводе. Вторая стадия складывается из пяти отдельных процессов, протекающих параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи. Важным результатом является и достижение адекватного уровня сотрудничества бывших супругов в вопросах воспитания детей, которые живут с одним из них.

Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.

Эмоциональный развод — разрушение иллюзий супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе семейный психолог может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, или какой-либо вариант групповой терапии.

Юридический развод — оформление разрыва отношений на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием в семейных отношениях партнеров все большего круга людей. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, отчуждение, могут возникать споры, суицидальные попытки, угрозы, стремление к переговорам. Терапевтическое вмешательство семейного психолога может быть полезно как для всей семьи, так и индивидуально. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультация адвоката или посредника, роль которого может играть и социальный работник, помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права (привилегии). На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаются дети.

Экономический развод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизнь разрушена — какое значение имеют деньги!»). Тут показаны индивидуальная терапия (сопровождение) семейного психолога для взрослых и групповая — для детей.

Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет помощи у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство новизны и страх не справиться с проблемами.

Время исследования себя и восстановление равновесия. Основная проблема этого периода — одиночество и сопровождающие его противоречивые чувства: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. В это время возможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей, групповая — для одиноких.

Психологический развод — на эмоциональном уровне — это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом — синтез новой идентичности и психологическое завершение развода, поиск новых объектов любви и готовность к длительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в виде детско-родительской, семейной, групповой терапии для всех членов семьи.

С практической точки зрения процесс развода целесообразнее разделить на периоды, в которых супругам может потребоваться консультационная и терапевтическая помощь семейного психолога: предразводный период; период развода; послеразводный период.

Предразводный период. Основной целью работы семейного психолога в данный период является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно приостановить процесс юридического развода. При работе с супругами семейный психолог выясняет их отношение к разводу как таковому, а также мотивации их решения. Здесь учитывается возможность временного кризиса в этот период, перспективы удовлетворения потребностей супругов и позитивных изменений в семье, последствия развода для обоих супругов и особенно для детей.
Психологи отмечают, что общественное мнение рождает мифы, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об идеях, которые выдаются за общеизвестные истины, несмотря на то что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:
• второй брак лучше, чем первый;
• если брак не удался, то только развод может поправить
положение;
• для ребенка развод не является чем-то исключительным,
поскольку вокруг него много других детей из неполных
семей;
• лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети
будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;
• после окончания периода развода все станет на свои места и для детей;
• если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.
Если один из партнеров находится под влиянием подобных мифов, то задача семейного психолога помочь ему отказаться от ложных идей и устранить их влияние на принятие решения.

Период развода. Это период, когда супруги уже приняли решение о разводе. Здесь семейный психолог помогает супругам сдерживать свои эмоции, направляя их к совместному решению конкретных проблем, связанных с разводом, что наиболее целесообразно для обеих сторон, учитывая прежде всего интересы и проблемы детей.
Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желанием отомстить. Им можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей. Задача семейного психолога на этом этапе достичь принятия развода обоими супругами. Если решение о разводе носит односторонний характер, то «брошенный» партнер считает другого виновным и у него возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы раздела имущества или заботы о детях, поэтому семейный психолог должен помочь в разрешении эмоциональных проблем, чтобы они не влияли на рациональное решение деловых вопросов.

К юридическим вопросам относятся раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности.

Один из самых острых вопросов развода — это дети. Как себя вести с ними, чтобы смягчить для них последствия психологической травмы? В этом случае семейные психологи рекомендуют соблюдать так называемые правила безопасного развода:

1. Даже после развода, когда вы перестаете быть супругами, для ребенка вы все равно навсегда остаетесь родителями, так что объясните ему это.
2. Не втягивайте ребенка в свои разборки.
3. При передаче ребенка на выходные в семью бывшего супруга(-ги) нужно научиться правильно передавать ребенка (не у дверей сдал-принял, а еще и дать короткую информацию о ребенке за последние дни, таким образом, вы покажите ребенку, что вы умеете общаться).
4. Не делайте из ребенка «передатчик» и «разведчика», задача которого доносить то, что происходит во вражеской семье. Особенно это актуально для бабушек и дедушек.
5. Не препятствуйте общению с бабушкой и дедушкой со стороны бывшего супруга.

Многим родителям кажется, что развод лишает ребенка будущего и переживание вины перед детьми часто усугубляет общее ощущение неуспеха и обреченности, семейный психолог в силах помочь клиенту по-другому взглянуть на эту ситуацию.

По данным многочисленных исследований, для ребенка гораздо лучше жить с одним из родителей, но в спокойной и доброжелательной атмосфере, чем в полной семье, в которой отношения напряжены и конфликтны, а скандалы следуют один за другим. Об этом свидетельствуют данные об успеваемости детей в школе, поведении, об уровне их коммуникативности, невротичности и т. д.
Таким образом, развод является тяжелой психологической травмой для всех его участников, особенно для детей. Однако, при своевременной и квалифицированной помощи семейного психолога эту травму можно пережить, сохранить доброжелательные отношения с бывшим партнером и смягчить влияние развода на душевное состояние ребенка. Также семейный психолог поможет пережить и проанализировать этот тяжелый жизненный опыт, чтобы больше не повторять его в будущем.

семейный психолог, кандидат психологических наук

Если Вам и Вашей семье нужна психологическая помощь — обращайтесь!

Помощь супругам после развода

Развод брака, развод супругов. Как пережить развод?

Ситуация при разводе

Развод — по статистическим данным занимает лидирующее место по шкале стрессов. Это один из самых драматических моментов в жизни семьи, когда ломаются отношения пары, после чего люди приходят к решению расстаться, для того чтобы жить по отдельности или же попросту возобновить поиски своего личного счастья. Развод всегда приходит вместе с тяжелыми эмоциональными переживаниями, которые способны ударить не только по взрослым людям но даже и по детям. Даже для Россиян разводы это не новость, статистические данные показывают, что распадается практически каждый третий брак, а на территории Москвы каждый второй.

Причинами развода могут стать самые разнообразные ситуации, и как они всегда разные. Это может быть как дисгармония в интимных отношениях пары, так и появление любовников, даже материальные или же бытовые проблемы, и ряд других не менее приятных споров. К примеру, бывают ситуации, когда мужья требуют от жены, чтобы она стала заботливой мамашей, а жена в свою очередь целенаправленно занимается карьерой или же получением образования.Также не редко истинной причиной развода приходиться самая настоящая скука, или же попросту рутинность жизни. Также стоит отметить, что как правило, женщины более острее ощущают трещины в отношениях. А также бывают ситуации, когда супругам удаётся разбавить рутинность своей жизни новыми впечатлениями, или же интересами и, как правило, после этого в ряде случаев развода удается избежать.

Решение о разводе может прийти резко в одночасье или же потребовать более длительного времени для полного анализа ситуации для кого-то из супругов. Также стоит отметить, что зачастую временный разъезд позволяет обдумывать всю сложившеюся ситуацию, после чего принимать совместные решения. Также стоит понимать, что развод это не кризис, и быть может именно это позволит вам открыть новые возможности в личной свободе, которые в дальнейшем могут оказаться бесценным даром для дальнейшей жизни каждого из супругов.
Оба супруга должны быть готовы к ряду серьезных испытаний, которые будут проходить сопряженно со всей процедурой развода.

Зачастую раздел имущества проходит только после решения суда, причем судьи в основном стоят на позиции полного сохранения семьи как одного целого. Вся процедура раздела имущества, а именно урегулирование жилищных споров, и приходиться одной из самых менее обременительных, если при заключение брака был составлен брачный контракт. После развода, супругам, как правило, приходиться по новому выстраивать все свои отношения, то есть если пред разводом они смогли поругаться, то скорее всего это будет разрыв в отношениях, а вот если они общаются в одной и той же сфере интересов то зачастую контакт сохраняется на долгие годы, но вот границы отношений формируются заново. Бывают даже такие ситуации, в которых партнеры бояться ставить точку на отношениях, и с каждым разом пытаются начинать все сначала.

Как пережить развод женщине

Весьма часто у женщины после развода возникает ряд комплексов вины. Родственники и подруги зачастую возлагают ответственность на женщину за то, что это именно она не смогла сохранить свою семью, удержать и вернуть мужа. Именно психологически вся процедура развода для женщин протекает гораздо тяжелее, чем мужчин, и весьма часто они даже соглашаются терпеть тиранию мужа, чем выслушивать ряд упрековсо стороны родственников. Хотя если решение о разводе было окончательно и полностью сознательно, то его не нужно рассматривать не как несчастье, а как полное расширение вашего горизонта возможностей.В рамках современного общества, где бракоразводные процессы восприниматься как норма поведения, женщины после разводов не редко получают новый шанс для того, чтобы построить новую самостоятельную жизнь. Так вот, например, для домохозяек одним из лекарств может стать новая, и весьма интересная для них работа, где девушка сможет повстречать новых людей и завести новые знакомства.

Как пережить развод мужчине

Мужчины также могут столкнуться с рядом определенных стрессов после развода. Стрессы будут связаны не только с потерей жены, но даже с ограничением возможности увидеть детей. Также стоит отметить, что нередко мужчины находятся в растерянности от обрушившихся на них проблем и забот, в особенности стрессы бывают сильными, если процедура развода была инициирована женщиной. Но даже если эта идея поступала от мужчины, он зачастую может чествовать себя полностью опустошенным. Для того чтобы полностью пережить развод мужчине, необходимо ставить перед собой ряд новых жизненных целей. Также стоит отметить, что мужчинам необходимо избегать любых депрессивных состояний, уже не говоря об употребление алкоголя, а напротив необходимо обращаться за помощью и моральной поддержкой к близким друзьям.

Дети после развода родителей

Само собой, для психического здоровья детей наилучшим результатом будет целостная семья. А вот развод может оказать очень сильное влияние на детей. Согласно статистическим данным, более пятидесяти процентов детей, после развода родителей не испытывают какого то заметного психологического воздействия, так как ситуации при которых родители ругаются намного больше способны оказывать воздействия чем сама процедура развода.Зачастую главной проблемой для детей подростков становиться проблема материальных трудностей после развода, которые способны подрывать его положение в кругу друзей. А вот в при случае негативного влияния, дети, как правило, остаться самыми настоящими заложниками конфликта, который разгорелся между родителями, и психологическая помощь в таких ситуациях приходиться обязательной.

Психологическая помощь при разводе

В зависимости от требования клиентов, я как практический психолог применяю ряд методов для быстрейшего решения вашей проблемы. Самыми частыми обращениями, приходят просьбы, помочь клиенту пройти развод, но, как правило, существует ряд возможностей и способов для полноценного сохранения семьи. Обращайтесь к нам, и мы в месте с вами будем бороться за ваше счастье, или же поможем вам пережить развод с минимальными для вас психологическими потерями.

Для записи на приём звоните (495) 741-88-01

Психологическая помощь при разводе, Дети после развода родителей,

Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода

© Ирина Михайловна Пономарева

Статья опубликована в научном журнале «Ученые записки СПбГИПСР» Выпуск 2014 №1(21)

Древнейший институт человеческого общества — семья представляет собой уникальное явление. Благодаря семье подрастающему поколению передаются основные знания, умения, навыки, установки и традиции, таким образом обеспечивается непрерывность развития человеческого общества. Семья как социальный институт не только обеспечивает стабильность общества, но и эволюционирует вместе с ним, адаптируется к происходящим переменам. В такой системе интенсивного, тесного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. И нередко происходит так, что в качестве разрешения серьезного семейного конфликта или кризиса выступает развод.

Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен тем, что семья является целостной системой и, когда она прекращает свое существование, это переживается ее участниками как символическая смерть отношений. Поэтому в кризисной психологии развод рассматривается как одна из ситуаций кризиса утраты. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений могут сохраняться психологические последствия расставания.

Обычно развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. Известный американский психолог А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий [5].

1.Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.

2.Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3.Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего числа лиц в семейных отношениях партнеров.

4.Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.

5.Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

6.Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Приоритетные задачи данного этапа — создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

7.Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств. Это чувства беспомощности и оптимизма, сожаления, печали и радости, освобождения и одиночества и т д. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

8.Психологический развод. На эмоциональном уровне — это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На интеллектуальном уровне — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение собственной ценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.

Специалисты отмечают, что распад семьи воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит к острому переживанию ею собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению [1, 2, 3]. Формирование нового образа семьи у детей (в условиях раздельного проживания родителей) ставит перед ребенком задачу адаптации к новым правилам общения и сотрудничества с каждым из родителей.

Многие специалисты отмечают такое серьезное следствие развода, как переживание бывшими супругами чувства личностного краха. В большинстве случаев развод происходит по инициативе одной из сторон. Отвергнутый партнер особенно тяжело переживает решение о разводе. Инициатор развода, тоже переживающий гамму негативных чувств, связанных с распадом семейной системы, тем не менее сохраняет контроль над ситуацией, в то время как для отвергнутого партнера характерными переживаниями являются чувства бессилия, безысходности, неполноценности.

Опыт показывает, что независимо от половой принадлежности и от того, кто является инициатором распада семейных отношений, бывшие супруги еще долго переживают по поводу развода. В большинстве случаев кризисное состояние после развода длится примерно полгода-год. При этом, как отмечают исследователи, у мужчин нередко кризис наблюдается и через полтора года. Таким образом, представителей сильного пола прошлое может «не отпускать» гораздо дольше [2, 4].

Развод супругов сопровождается переживанием утраты семьи, изменением привычного уклада, установок и норм, связанных со своим социальным статусом, образом жизни до развода. Для переживания утраты в связи с разводом, расставанием партнеров свойственны те же стадии, что и для переживания утраты в связи со смертью близкого человека. При этом есть характерные особенности данного процесса, выражающиеся в специфике переживаний, чувств и действий на каждой стадии.

О. В. Галустова (2007), по аналогии со стадиями умирания, выделенными Э. Кюблер-Росс ( E. Kubler-Ross, 2001), перечисляет следующие специфические особенности прохождения стадий переживания утраты при разводе:

·отрицание, характеризующееся обесцениванием важности произошедшего события по механизму рационализации;

·агрессия, направленная на бывшего супруга, партнера, являющаяся своеобразной защитой от душевной боли, возникшей в результате произошедшего события;

·поиск сторонников, которыми часто стараются сделать детей, переговоры, которые направлены на восстановление брака, отношений через различные манипуляции: детьми, сексом, беременностью, чувством вины, чувством ответственности и долга;

·депрессия, наступающая в том случае, если предыдущие стадии не принесли желаемых результатов по восстановлению отношений. На этой стадии происходит осознание случившегося и переживание различных чувств и состояний, среди которых могут быть: ощущение пустоты жизни, собственной неполноценности и ненужности, снижение уровня самооценки, уход в себя, снижение доверия к людям, трудности в построении новых отношений;

·адаптация к новому положению и изменившимся условиям жизни, предполагающая следующее: умение жить в одиночестве, без поддержки супруга и справляться с возникающими трудностями и проблемами; способность самостоятельно решать проблемы бытового уровня, которые ранее решались супругом; изменение стиля поведения в социуме, принятие своего статуса; формирование новых жизненных целей, смыслов, изменение привычных установок и стереотипов.

Важно отметить также, что в развод невольно оказываются вовлеченными не только супруги, но и их дети, которые от расставания родителей страдают больше всего. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. К сожалению, принимая решение о разводе, родители часто думают о судьбе ребенка в последнюю очередь.

Чешский ученый С. Кратохвил (C. Kratochvil, 1991) обнаружил интересный факт, свидетельствующий о неосознанности многими супругами своей родительской позиции и связанной с нею ответственности за судьбу ребенка. Так, например, абсолютное большинство молодых родителей убеждены, что дети-дошкольники еще слишком малы, чтобы развод их затронул. Видимо, по этой причине многие разводящиеся супруги ничего не говорят детям о предстоящем разводе. В этой ситуации ребенок вынужден сам объяснять происходящее. Известно, что некоторые дети-дошкольники обвиняют в разводе родителей себя. И разубедить их с помощью логических доводов не удается [3].

Развод родителей может повлечь за собой серьезные деформации в личности ребенка, которые станут явными спустя годы, когда что-либо изменить уже нельзя. Но самые серьезные последствия развода родителей для ребенка – его воспитание в неполной семье. При всех усилиях матери такая семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка: процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций.Уход из семьи отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери – модель комплементарности (взаимного соответствия на основе взаимодополнения), может неблагоприятно сказаться на детях в подростковом возрасте, в частности, это выражается в некоторых адаптационных затруднениях. А позднее – в проблемах в собственном браке, а также в психологическом и сексуальном развитии.

Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. По мнению исследователей, наиболее травматичным развод родителей является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5-6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы поиска эго-идентичности и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и прежде всего отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка.

Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные и депрессивные реакции.

Консультирование взрослых в ситуации развода

Одним из видов психологической помощи, оказываемой разводящимся людям, является психологическое консультирование. Его важность определяется тем, что любой развод, даже по обоюдному согласию супругов, представляет собой серьезную травму, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни. До развода большинство людей не понимают, с чем они могут реально столкнуться. С этой точки зрения, многим в подобной ситуации бывает полезно побеседовать со специалистом о том, что и как следует предпринимать, убедиться, что возможны конструктивные шаги по разрешению данной кризисной ситуации и что есть силы, чтобы начать действовать в этом направлении.

Одним из отличий консультирования в ситуации развода от других видов психологической коррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта. Важно также, чтобы психолог, беседующий с таким клиентом, был осведомлен в различных юридических аспектах проблемы развода, среди которых особенно значимы вопросы, связанные с детьми.

Анализ рекомендаций специалистов и собственный опыт консультирования клиентов, переживающих развод, позволяют выделить три этапа психологического консультирования:

·этап работы с клиентами в остром кризисном состоянии;

·этап психологической коррекции;

Этап консультирования клиентов в остром кризисном состоянии

Развод является по своей сути кризисной ситуацией утраты для супругов, поскольку он сопровождается утратой прежней семейной системы. Как уже отмечалось выше, развод ведет к символической смерти отношений, меняет привычный уклад, установки и нормы, связанные со своим социальным статусом, образом жизни до развода. Распад семьи воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит к острому переживанию собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинения. При разводе супруги утрачивают не только семейные отношения, но и друг друга: и муж, и жена становятся «бывшими».Поэтому алгоритм шагов на этапе консультирования клиентов в остром кризисном состоянии во многом совпадает с шагами психологической помощи клиентам, потерявшим близкого человека.

Основные цели данного этапа консультирования: нормализация эмоционального состояния клиента и его адаптация к жизни в новом статусе (разведенного супруга).

Шаги этапа консультирования клиентов в остром кризисном состоянии:

·Знакомство, установление эмпатического контакта

На этом шаге консультант знакомится с клиентом, выражает сочувствие в связи со сложившейся ситуацией и кратко рассказывает о той помощи, которую может оказать.

·Прояснение запроса, цели клиента

Как и при любом виде консультирования, после установления контакта с клиентом, мы проясняем его запрос, цель обращения за консультацией. Как правило, в ситуации развода человек хочет облегчить свое состояние, понять, как ему теперь быть.

·«Отреагирование» негативных переживаний клиента

Это обычно самый длительный шаг, требующий ряда консультативных сессий. Как и при работе с любой психической травмой, на первых этапах консультирования клиентов, переживающих утрату семьи, консультант помогает человеку ощутить, осознать и выразить своичувства. В первую очередь это чувство вины, беспомощности, душевной боли, стыда, страха, раздражения и др. С терапевтической точки зрения их важно осознать и выразить. Осознать свои негативные переживания клиенту помогают такие вопросы консультанта, как: «Что волнует вас больше всего?», «Что вызывает наибольшие опасения?». И мужчин, и женщин, переживающих ситуацию развода, часто беспокоит страх одиночества, им кажется, что уже никогда они не смогут быть счастливы в личной жизни. «Отреагирование» негативных переживаний позволяет постепенно нормализовать эмоциональное состояние клиента, восстановить его сон и аппетит.

·Формирование доступа клиента к своим ресурсам

Для человека в кризисном состоянии характерно так называемое туннельное сознание, когда он сфокусирован на негативных переживаниях: душевной боли, чувствах беспомощности, вины и стыда, обычно возникающих при травматическом стрессе. В таком состоянии человек, как правило, не замечает тех возможностей, которые имеет. Поэтому важной задачей консультанта является формирование доступа клиента к своим ресурсам. Понятие «ресурс» (фр. resource – вспомогательное средство) в применении к человеку означает ценности, возможности, которыми обладает личность. В литературе рассматривают различные виды ресурсов личности. Например, внешниеи внутренние ресурсы.

Внешние ресурсы – это возможности и ценности, относящиеся не к самому человеку, а к окружающим его лицам и среде. В первую очередь это социальное окружение – родные, близкие, друзья. Ресурсом для личности являются его основные и вспомогательные виды деятельности: учеба, работа, хобби и пр.

Как показывает опыт, чрезвычайно ресурсными в кризисном состоянии становятся взаимодействия с природой (натуртерапия) или такой ее частью, как домашние животные (анималотерапия), взаимодействия с произведениями искусства и иными продуктами культуры человеческого общества (музыкотерапия, библиотерапия, кинотерапия и др.).

Внутренние ресурсы это возможности и ценности самого человека. Это его здоровье, способности, характер, воля, переживания, знания, умения и все иные ценности, которыми обладает личность. Как уже отмечалось, для кризисного состояния характерны переживание чувства беспомощности, потеря дееспособности. Поэтому так важно вернуть личности ее внутренние силы. Для достижения этой цели рекомендуется очень тактично, аккуратно расспрашивать человека о тех сторонах его личности, которые представляют для него ценность. Таким образом, человек, называя и анализируя свои значимые качества, как будто вновь обретает их.

Различают также виды ресурсов личности с точки зрения временных характеристик. Это ресурсы прошлого, настоящего и будущего.

Ресурсы прошлого это позитивный опыт преодоления различных трудных для человека ситуаций в процессе его жизни. Когда в кризисном состоянии человек чувствует беспомощность, потерю контроля над происходящим, эффективной стратегией консультирования является предоставление клиенту возможности вспомнить периоды своей жизни, когда он успешно справлялся с возникающими трудностями. Например, помогает такой вопрос консультанта: «Можете ли вы вспомнить какую-либо трудную ситуацию в прошлом, с которой вы справились?». Воспоминания о таких ситуациях помогают человеку проанализировать, как и за счет чего он справлялся с возникшими трудностями и, главное, вспомнить свои чувства, когда это получалось. Благодаря воспоминаниям клиент «попадает» в состояние спокойствия, ощущает силы, испытывает удовлетворенность настоящим, что помогает ему психологически переключиться с подавленности и безысходности на позитивное настроение. Это демонстрирует человеку его возможности и напоминает, что у него есть опыт справляться с жизненными трудностями.

Ресурсы настоящего — возможности и ценности, которыми обладает личность в настоящее время. Это те же внешниеи внутренниересурсы, имеющиеся в настоящий момент. Поскольку человек в кризисном состоянии, как правило, не видит и не рассматривает эти возможности, консультант тактично и аккуратно расспрашивает клиента о наиболее значимых в его жизни людях, друзьях, близких, на которых он может положиться и от которых может получить поддержку, а также о сторонах его личности, представляющих для него ценность. Таким образом, человек, называя своих друзей и близких, анализируя свои значимые качества, как будто вновь обретает их.

Ресурсы будущего — это возможности и ценности замыслов, целей, планов, которые человек хотел бы реализовать в будущем.

Опора на ресурсы – важный принцип кризисной интервенции. Он широко используется в современной кризисной психологической помощи. В то же время консультанту важно отдавать себе отчет в том, что на различных этапах кризисной работы целесообразно опираться на специфические ресурсы [7, 8, 9].

Так, на первом этапе кризисной помощи, когда клиент находится в остром кризисном состоянии, целесообразно опираться скорее на внешниепо отношению к клиенту ресурсы. Такими ресурсами могут быть родные и близкие люди, отчасти сам консультант, оказывающий клиенту поддержку, выражающий уважение к нему, принимающий человека. Ценными внешними ресурсами могут выступать природа и искусство – музыка, литература, живопись, кино, об этом уже упоминалось выше.

Если говорить о ресурсах, учитывая временной аспект, то на первом этапе кризисной помощи целесообразно опираться на ресурсы настоящего и иногда ресурсы прошлого, поскольку травматический стресс словно блокирует будущее личности, постоянно возвращая ее к воспоминаниям прошлого. Поэтому в начале кризисного консультирования и кризисной терапии неэффективно обращаться к ресурсам будущего.

·Завершение консультирования

Обычно этап психологического консультирования клиентов в остром кризисном состоянии длится в течение одного-двух месяцев. За это время острое кризисное состояние проходит: нормализуется эмоциональное состояние человека, он постепенно адаптируется к возникшей кризисной ситуации. Тогда консультирование или завершается, или переходит на следующий этап – этап коррекции. В любом случае по окончанию работы важно проанализировать весь проделанный клиентом путь и написать резюме. Такой анализ проводится совместно с клиентом. Резюме в виде суммирования всего важного и актуального в процессе консультирования делает, как правило, сначала клиент, а затем консультант. Таким образом, клиент получает возможность еще раз увидеть и осознать весь проделанный им путь: от беспомощности и отчаяния до состояния относительного принятия произошедшего и адаптации к жизни в новом статусе (разведенного супруга).

Этап психологической коррекции

Работа консультанта на этом этапе может быть как продолжением консультирования клиента в остром кризисном состоянии, так и началом консультирования человека, впервые пришедшего за психологической помощью через определенное время после развода (спустя месяцы, год или более после кризисного события).

Основные цели данного этапа консультирования: коррекция самооценки и восстановление целостности личности.

Шаги этапа психологической коррекции:

·Знакомство, установление эмпатического контакта

На этом шаге консультант знакомится с клиентом и кратко рассказывает о той помощи, которую может оказать.

·Прояснение запроса, цели клиента

Как и на предыдущем этапе, после установления контакта мы проясняем запрос, цель обращения за консультацией. На этом этапе человек зачастую обращается за психологической помощью, чтобы «стать самим собой», вернуть себе самоуважение, уверенность в себе.

·«Отреагирование» негативных переживаний клиента

Как и при работе с любой психической травмой, на первых этапах консультирования клиентов, переживающих утрату семьи, консультант помогает человеку ощутить, осознать и выразить свои актуальные негативные переживания. Осознать свои негативные переживания клиенту помогают такие вопросы консультанта, как: «Что волнует вас больше всего?», «Что вызывает наибольшие опасения?». И мужчин, и женщин, переживающих ситуацию развода, часто беспокоят неуверенность в себе, страх одиночества, им кажется, что уже никогда они не смогут быть счастливы в личной жизни.

·Формирование доступа клиента к своим ресурсам

На втором этапе кризисной работы – этапе коррекции, когда эмоциональное состояние человека несколько нормализуется, целями кризисной работы являются дальнейшая нормализация эмоционального состояния человека, опора на его ресурсы и восстановление социальных связей и отношений личности. В связи с этим консультанту целесообразно продолжать содействовать опоре клиента на внешниересурсы и постепенно формировать доступ клиента к своим внутреннимресурсам. Если говорить о временном аспекте ресурсов, то и на втором этапе кризисной помощи лучше опираться на ресурсы настоящего и иногда ресурсы прошлого.

·Коррекция самооценки клиента

Поскольку ситуация развода, как правило, сопровождается личностным кризисом, важной задачей психологического консультирования является осознание клиентом особенностей своей личности – образа «я», а также отношения к самому себе – самооценки.После развода многие переживают чувство личностного краха. Поэтому начинают сомневаться в себе, чувствуют себя неуверенно, ощущают себя недостаточно привлекательными и интересными для окружающих. Таким образом, необходим анализ отношения клиента к себе и того, насколько он считает себя реализованным в основных сферах жизни: сфере тела (здоровье, сексуальность, спорт и пр.), деятельности (учеба и работа), контактах (семейное, дружеское, деловое общение) и духовной жизни (нравственные и иные ценности, вера, интересы и др.) [6]. Если обнаруживается явная неудовлетворенность клиента собой и своей реализацией в жизни, то совместно с клиентом создается программа приоритетных целей саморазвития.Реализация данной программы позволяет человеку собраться, поверить в себя, стать более спокойным, целостным, независимым.

·Завершение консультирования

Когда задача коррекции самооценки клиента оказывается решенной, второй этап консультирования подходит к концу. По окончанию работы совместно с клиентом проводится анализ процесса и результатов консультирования.

Этап реабилитации

Работа консультанта на третьем этапе может быть как продолжением консультирования клиента на первых двух этапах, так и началом консультирования человека, впервые пришедшего за психологической помощью через какое-то время после развода (спустя месяцы, год или более после кризисного события).

Основные цели данного этапа консультирования: восстановление дееспособности личности и ее готовности вступать в близкие отношения.

Шаги этапа реабилитации:

·Знакомство, установление эмпатического контакта

На этом шаге консультант знакомится с клиентом и кратко рассказывает о той помощи, которую может оказать.

·Прояснение запроса, цели клиента

После установления контакта консультант проясняет запрос клиента, цель обращения за консультацией. Как правило, после развода человек испытывает разочарование в браке, сомневается в возможности гармоничных отношений в семье. В то же время чувствует одиночество. Поэтому хочет как-то разрешить это противоречие. Частым запросом является освобождение от эмоциональной зависимости от бывшего супруга или супруги.

·Формирование доступа клиента к своим ресурсам

Как уже отмечалось выше, на третьей, завершающей стадии кризисной работы – этапе реабилитации, одной из основных целей психологического консультирования является восстановление дееспособности личности. Поэтому перед консультантом стоит задача открыть клиенту доступ к его внутренним ресурсам для приобретения опыта эффективной жизнедеятельности с опорой на свои внутренние ценности.

Если говорить о ресурсах во временном аспекте, то на третьем этапе кризисной помощи появляется возможность опоры не только на ресурсы настоящего, как это было на предыдущих этапах кризисной помощи, но и на ресурсы будущего. На данном этапе в результате переработки травматического опыта у клиента появляется жизненная перспектива, что делает целесообразной постановку ближайших целей.

·Работа с внутриличностным конфликтом: «хочу любить – боюсь любить»

Кризисная ситуация развода нарушает доверие человека как к себе, так и к окружающим людям. Память о пережитых страданиях, душевной боли вызывает чувство страха, желание избегать впредь близких отношений. Чтобы восстановить доверие к людям и в том числе к лицам противоположного пола, важно «отреагировать» актуальные негативные переживания, связанные с травматической ситуацией. Следующей задачей является переработка негативных установок по отношению к браку. Клиенту оказывается помощь в осознании того, что конкретную неудачу в семейных отношениях с конкретным партнером он распространил на все возможные будущие отношения. На этом шаге идет работа по изменению атрибуции смысла кризисной ситуации. Как уже говорилось выше, попав в кризисную ситуацию, человек обычно задает вопросы, связанные с иллюзией справедливости устройства мира: «Почему это случилось со мной?» и «За что это мне?». Эти вопросы заводят человека в тупик, ответов на них нет. Но на третьем этапе консультирования клиент уже готов к изменению атрибуции смысла кризисной ситуации. Этот смысл можно осознать, если переформулировать вопрос «За что?» на вопросы «Зачем?», «Для чего?». Консультант спрашивает клиента: «Как вы думаете, для чего вам пришлось пережить подобный опыт? Чему вас научила данная ситуация?».

·Завершение консультирования

По окончанию работы совместно с клиентом проводится анализ процесса и результатов консультирования.

Консультирование детей и их родителей в кризисной ситуации развода

Анализ литературы, а также собственный опыт психологического консультирования детей и их родителей в кризисной ситуации развода позволяет дать следующие рекомендации родителям с целью минимизации негативных последствий развода для детей.

Рекомендации родителям: как снизить негативные последствия развода для вашего ребенка

    1.Ребенку нужно честно сказать, что родители разводятся. Оптимально, если о разводе ребенку сообщают оба родителя. Это возможно, если супруги могут уважительно общаться друг с другом и со своим ребенком. Если отношения между супругами накалены, лучше сообщать о предстоящем разводе одному из родителей. Обман вроде объяснения «Папа уехал на Северный полюс» и других фантазий постепенно откроется, и это подорвет доверие ребенка к своим близким.

2.Важно, чтобы ребенку ясно и понятно, соответственно его возрасту и интеллекту, объяснили, что такое развод родителей. Поскольку для ребенка любого возраста развод родителей является трагедией и крушением мира, ему нужно рассказать, как теперь будет выглядеть этот мир. Объясняя все это ребенку на понятном для него языке, мы тем самым помогаем восстановлению его мира. Родители должны сказать ребенку, с кем из них он будет жить, с кем из родных (отец, мать, бабушки, дедушки и др.) и как он сможет общаться. Оптимальный вариант – ясные и понятные ребенку ответы на появляющиеся у него вопросы. Причем, если родитель, а еще лучше – оба родителя спокойно объясняют все это ребенку, у него появляется ощущение, что развод – это не смертельно и он сможет сохранить любовь своих родителей. Начиная с подросткового возраста ребенок может быть поставлен перед выбором: с кем из родителей он хочет жить. В этом случае рекомендуется психологическое консультирование, чтобы снизить эмоциональное напряжение, чувство вины у ребенка, проработать с ним этот конфликт и помочь принять взвешенное решение.

3.Как показывают исследования и практика консультирования, дети, особенно дошкольного возраста, берут на себя вину за развод родителей. Им кажется, что родители разводятся из-за того, что они плохо себя вели или сделали что-то не так. Ребенку нужно ясно и доходчиво объяснить, что развод – решение самих родителей и ребенок ни в чем не виноват.

4.Ребенку, особенно дошкольного возраста, надо многократно повторять, что родители разводятся друг с другом, а не с ним. Для него и папа, и мама остаются родителями навсегда. И они всегда будут его любить. Встречаются случаи, когда один из родителей после развода оставляет семью и не хочет общаться со своим ребенком. Что же сказать ему? Понятно, что только правду, но словами, которые не ранят его. Это может такое объяснение: «Папа сейчас не общается с тобой, но в глубине души он по-своему любит тебя».

5.Сам разговор о разводе желательно проводить с ребенком в свободный от детского сада и школы день, лучше в пятницу или субботу, чтобы ребенок пришел в себя от потрясения и смог более спокойно вести себя со сверстниками и учителями. Социальный статус при разводе меняется не только у родителей, но и у ребенка. И ребенок это чувствует и беспокоится, что же будет, когда «все узнают». Родители отвечают и на этот вопрос. Ребенку важно дать понять, что это печально, но ничего стыдного здесь нет. Лучше, если этот разговор проходит утром или днем, чтобы до ночного времени ребенок смог как-то свыкнуться с этим и затем выразить и переработать свои чувства в сновидениях, недаром существует русская пословица: «Утро вечера мудренее».

Опыт семейного консультирования показывает, что родители, находящиеся в состоянии стресса, депрессии, отчаяния, раздражения, часто неосознанно допускают серьезные ошибки при взаимодействии со своими детьми. Анализ литературы и собственный опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие распространенные ошибки родителей.

Распространенные ошибки родителей во взаимоотношениях с детьми после развода

1.Желание переложить вину на партнера и привлечь ребенка на свою сторону.Напряжение и душевная боль родителей вызывает у них желание наказать своего супруга, обвинив его в разводе, и получить поддержку у ребенка. Родители не осознают, что, таким образом частично снимая напряжение с себя, они перекладывает его на своего ребенка, усугубляя его душевный дискомфорт.

2.Критика и оскорбления партнера в разговоре с ребенком.Например, отец говорит ребенку про его мать: «Она психопатка и истеричка! Не слушай ее!» С точки зрения психологических механизмов развития личности ребенок идентифицирует себя с обоими родителями, т. е. он считает себя частью и отца, и матери. Поэтому когда один из родителей оскорбляет другого – он тем самым «попадает» в своего ребенка и больно ранит его. Так родители еще больше усугубляют негативное влияние развода на психическое здоровье ребенка.

3.Желание родителей разделить свои негативные переживания с ребенком. Например, желая разделить свою горечь и отчаяние, мать может сказать ребенку: «Он нас бросил! Мы ему больше не нужны!» Таким образом мать объединяет себя с ребенком, и ей становится легче: муж не только ее бросил, он бросил всех, даже свое дитя. Но для восстановления внутреннего мира ребенка ему как раз важно слышать противоположное, что родители разводятся друг с другом, а не с ним. Ребенок может понять слова близкого человека буквально. Осознание, что родитель его бросил за ненадобностью, чрезвычайно травмирует незрелую психику ребенка и, как правило, сказывается в дальнейшем на его семейной жизни. У него, например, может возникнуть недоверие к противоположному полу и к семейной жизни вообще.

4.Срыв своего эмоционального напряжения на ребенке. Часто родитель, который живет вместе с ребенком, пребывает в состоянии стресса из-за развода и многочисленных обязанностей, выполнять их теперь приходится ему одного. Желая снять это напряжение, родители «вентилируют» его в процессе воспитания ребенка, придираясь к нему, оскорбляя и унижая его достоинство. Поэтому родителю, находящемуся в состоянии стресса, важно получить поддержку и помощь близких, друзей, родных. Возможно обращение за консультацией к психологу или психотерапевту.

5.Обвинение ребенка в похожести на своего бывшего супруга, тещи, свекрови или других «бывших» родственников. Например, мать, когда сердится за что-то на ребенка, говорит ему: «Ты вылитый отец, такой же эгоист!» или «Ты вылитая бабушка…». Ребенок чувствует себя частью своих родных, поэтому испытывает душевную боль за близкого человека.

6.Препятствие родителя, живущего с ребенком, его встречам с бывшим супругом или супругой. Часто такое желание родитель, например мать, объясняет «плохим» влиянием отца на ребенка. Говорит, что после этих встреч ребенок становится более нервным, расстроенным. Понятно, что родителю, имеющему психические отклонения, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или применяющему насилие по отношению к ребенку, не стоит на данном этапе общаться с ребенком. Если же это адекватный, психически здоровый человек, то ребенок нуждается в общении с ним. Для полноценного развития детей, для их душевного комфорта необходимы регулярные встречи с обоими родителями.

7.Расспросы ребенка о новой семье бывшего супруга или супруги, после того как он побывал у них в гостях. Ребенку дороги оба родителя, его смущают такие расспросы, поскольку он, отвечая на них, чувствует себя предателем одного из родителей.

8.Желание родителя играть одновременно обе роли «отца» и «матери» может негативно сказаться на отношениях в семье и самочувствии ребенка. Мать обычно поддерживает ребенка, защищает его, заботится о нем. Отец, как правило, больше оценивает и направляет ребенка на достижения, на личностное и физическое развитие. Когда один из родителей пытается играть обе роли, ребенок может почувствовать, что у него нет ни одного из родителей. Поэтому ребенку необходимо встречаться и общаться с обоими родителями, ему нужны мать и отец.

9.Заключение «брака» с ребенком, или психологический инцест. Это явление не имеет отношения к сексуальной сфере. Психологический инцест проявляется в том, что родители используют любовь к детям как замену любви к мужу или жене. Так родитель, переживший развод, не готовый выстраивать новые партнерские отношения из-за существующей травмы, компенсирует эти отношения всепоглощающей любовью и эмоциональной привязанностью к ребенку. Переживая душевную боль, разочарование, страх, отчаяние, будучи не в состоянии нести всю тяжесть этих переживаний в одиночку, родитель призывает в союзники ребенка. Родитель ищет в нем поддержку и помощь для себя, делясь с ним своими чувствами, обсуждая ситуацию, семейные дела. Внешне все выглядит естественно: страдающий родитель и ребенок становятся еще более близкими людьми, их эмоциональная связь укрепляется. Мало кто задумывается, что такая связь вызывает смешение семейных ролей, нарушает систему жизненных ценностей ребенка, тормозит развитие его личности. Понятие психологического инцеста означает, что ребенок меняет свою естественную детскую роль в семье на роль взрослого. Психологически он становится мужем или женой своего реального родителя, а порой и родителем своего реального родителя. У такого ребенка часто отсутствуют друзья, он все время проводит с матерью или отцом. Родитель при этом говорит: «Нам никто не нужен, мы лучше всех понимаем и любим друг друга!» Ребенок и его мать или ребенок и его отец образуют замкнутую самодостаточную систему. Как уже говорилось, психологический инцест не связан с сексуальными отношениями, но часто такие родители спят в одной постели с выросшим ребенком, что символично отражает их роли «мужа» и «жены». По механизму социального научения модель «психологического инцеста» выросшие дети могут переносить в свою взрослую жизнь.

Консультирование детей, переживших ситуацию развода родителей

Как правило, наиболее болезненным является распад семейной системы для детей, поскольку для них развод родителей – трагическое происшествие, сродни потере близкого человека. Если бывшие супруги испытывают друг к другу амбивалентные чувства, то ребенок любит и отца, и мать, и их разрыв воспринимает как крушение своего мира. Исследователи отмечают различные негативные последствие развода для психического здоровья ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Процесс психологического консультирования ребенка, пережившего развод родителей, во многом совпадает с консультированием ребенка, потерявшего близкого человека [1, 3, 4].

В процессе консультирования детей в связи с кризисной ситуацией развода родителей могут применяться самые разные методы и техники, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. В распоряжении психолога имеются методы арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, символдрамы и др. Детское горе достаточно часто бывает неочевидным, протекает скрыто, а ребенок оказывается не в состоянии внятно сообщить взрослым, что он тоже очень страдает, только по-своему. Тогда способы косвенного выражения и проработки горя становятся наиболее эффективным, а иногда и единственно приемлемым вариантом психологической помощи горюющему ребенку.

Подведем итоги вышесказанному. Итак, следует говорить о необходимости интегративного подхода к психологической помощи взрослым и детям в ситуации развода и использования самых различных форм и методов психологического консультирования лиц, переживших кризисную ситуацию. Правильный выбор этих форм и методов в соответствии с контекстом кризисной ситуации и состоянием конкретного клиента – задача, которую предстоит решить психологу-консультанту.

Смотрите так же:

  • Ч1 ст2025 коап рф штраф Ч1 ст2025 коап рф штраф Судебный участок № 2 Пролетарского района (Мировой судья Заруцкий Алексей Тихонович) И.о.мирового судьи судебного участка района , рассмотрев дело об […]
  • Создание преступной группы ук рф Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) Статья 35. Совершение […]
  • Фильмы про судебное разбирательство 13 лучших фильмов на тему права Редакция "Право.Ru" решила выявить лучшие фильмы в истории кинематографа, так или иначе затрагивающие правовую тематику. Для этого мы воспользовались […]
  • Ст19 закона о милиции Статья 19. Прием и увольнение сотрудников милиции На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, […]
  • Выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников Выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников Законодательством работнику гарантировано право на отдых. Но что если работник не желает воспользоваться […]