Налоговая проверка ооо на усн

Оглавление:

Как проходит налоговая проверка ООО: на УСН, ЕНВД, в первые 3 года

Налоговая проверка — это действия налоговой службы (ИФНС) с целью контроля правильного начисления, своевременной и в полном объеме уплаты налогов организацией. В ходе ревизии проверяющие сверяют полученные данные с цифрами отчетов, предоставленных в налоговую. Нужно подготовиться к визиту инспекторов либо знать, как вести себя при камеральной проверке, как общаться и какие бумаги показывать. В данной статье мы рассмотрим как проходит налоговая проверка ООО на спецрежимах: УСН, ЕНВД и в первые 3 года.

Виды налоговых проверок ООО

Согласно законодательству РФ ревизоры проводят два вида проверки организации.

Камеральная проверка. Проверяются документы, которые представитель фирмы предоставляет в инспекцию. ИФНС вправе опрашивать свидетелей во время проведения ревизии.

Выездная проверка. Проводится на территории компании (см. → как проходит выездная проверка ИП?). Проверяются бухгалтерские документы, договора, документация отдела кадров и т. д. Непредставление требуемых бумаг может привести к уголовной ответственности руководителя и главбуха фирмы. Такие ревизии делятся на несколько видов:

  1. Плановая. Осуществляется не чаще раза в год. ИФНС обязана известить организацию о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.
  2. Неплановая. Контролеры появляются без предупреждения. Такие случаи не часты.
  3. Комплексная. Проверяют начисление и уплату всех налогов организации.
  4. Выборочная. Ревизия какого-либо одного налога.
  5. Контрольная. Назначается при спорах по результатам выездной ревизии. Она имеет уточняющий характер и проводится вышестоящей ИФНС.

Если ООО ранее подвергалось проверке, то при очередной ревизоры ознакомятся с ее материалами. Это необходимо для контроля соблюдения требований законодательства, которые ранее нарушались.

Правила и основания для проведения налоговой проверки

Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.

В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.

Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
  • Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.

Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.

Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.

Пример #1. Разбор типовой ситуации

Налоговая составила акт выездной проверки ООО «Зной» и выслала его получателю заказным письмом 26 мая 2016 г. Согласно п. 5 ст. 100 НК датой получения документа будет 31 мая 2016 г. В компании не согласны с данными ревизии. Возражения принимаются в течение месяца после получения акта. Их ИФНС примет в письменном виде до 30 июня 2016 г.

Мероприятия выездной проверки ООО при УСН

Выезжающие на проверку налоговики должны выяснить, имеет ли право фирма применять УСН, соблюдаются ли установленные для данного режима требования НК. Как рассчитывают налог по упрощенке, как заполняются документы и осуществляются хозяйственные операции. Чаще всего проверяются убыточные фирмы и те, которые часто меняют ИФНС.

Ревизии подлежат все документы юридического лица на упрощенной системе налогообложения. Могут применяться контрольные мероприятия: инвентаризация, выемка бумаг, осмотр и другие. Для проверки декларации по УНС ревизоры требуют представить следующие документы:

2). В декларации отражен убыток.

3). В «уточненке» сумма налога стоит к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК).

Применяя УСН, компании нужно опираться на главу 26.2 НК – ею руководствуются ревизоры в ходе проверки.

Камеральная проверка при УСН

Проведение данного вида ревизии регламентирует ст. 88 НК. Ревизоры осуществляют контроль, ссылаясь на данные декларации, проверяют полноту и своевременность уплаты налога за прошлый год.

Организации на УСН должны представить документы, подтверждающие как доходы, так и затраты.

Выездная и камеральная ревизии могут проводиться одновременно (письмо № ЕД-4-2/4529 от 13.03.16).

Налоговики могут провести и кассовую проверку ООО на УСН. При этом они изучат операции по кассе и правильность исполнения кассовой дисциплины. Читайте также статью: → камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН и после его закрытия.

Проверка ООО на ЕНВД

Согласно статистике налоговики стали особое внимание уделять организациям, применяющим ЕНВД путем проведения ревизий.

У «вмененщиков» обычно запрашивают следующие документы:

  • Договор аренды (свидетельство);
  • Отчеты бухгалтерии;
  • Зарплатные ведомости, штатное расписание, отчеты в пенсионный фонд (ПФ);
  • Первичные бухгалтерские документы.

При сдаче декларации налоговики не имеют права запрашивать у организации какие-либо дополнительные бумаги. Это им позволительно лишь в ходе контроля (ст. 93 НК). Их объем и перечень зависит от вида ревизии.

При камералке ревизоры вправе затребовать первичку только в том случае, если в декларации по ЕНВД есть ошибка. Причем попросить они могут только те бумаги, которые непосредственно относятся к неточности. Например, учредительные документы налоговики требуют для выяснения, какой вид деятельности имеет ООО, и какую базовую доходность должно применять. В требовании на предоставление первичных документов инспектор должен указать, какая ошибка допущена в отчете. Если данная информация отсутствует, бухгалтер вправе не представлять документы для проверки. За это организация не будет оштрафована (ст. 126 НК).

При выездной проверке ревизоры могут затребовать первичку по теме ревизии (ст. 93 НК). Также и бумаги-основания для исчисления взносов в ПФ РФ и больничных для проверки правильности их расчета. Эти суммы уменьшают величину ЕНВД (ст. 346.32 НК).

Пример #2. Итоги налоговой проверки ООО

ООО «Омега» находится на ЕНВД. Размещает рекламу в 7 автобусах. Физический показатель — число транспортных средств. Базовая доходность за один автобус 10 тыс. р. В 2016 году коэффициент-дефлятор равен 1,798.

За 1-й квартал сумма налога в декларации составила:

10 тыс. р. * 1,798 * 7 * 3 = 56 637 р.

Со 2-го квартала фирма рекламу не размещала, т. е. физический показатель отсутствовал. Декларация по ЕНВД — нулевая. Компания заявление о снятии с учета как плательщике ЕНВД не подавала.

ИФНС провела камеральную проверку после сдачи отчетности и доначислила налог за 2-й квартал в размере 56 637 р.

Налоговая проверка ООО в первые 3 года работы

Часто налогоплательщики уверены, что выездная проверка грозит им не чаще одного раза за 3 года. Такое мнение обусловлено непониманием Закона о защите прав юрлиц № 294 ФЗ от 26.12.2008. Ст. 9 которого гласит, что ревизия проводится не чаще 1 раза за 3 года по прошествии трех лет с даты регистрации ООО или с момента последней ревизии. Но в подп. 4 п. 3.1 ст. 1 документа четко прописано, что вышеуказанные правила неприменимы при налоговом контроле!

Аналогично и НК не содержит ограничений на выездные ревизии компаний, начавших деятельность менее 3 лет назад.

В отношении недавно зарегистрированных фирм проверка проводится редко. Цель налоговиков — доначислить налоги. Чем короче период деятельности ООО, тем меньше шансов выявить нарушения.

На практике известны случаи, когда ревизии проводились и через год после открытия компании.

Есть несколько признаков, побуждающих инспекцию к назначению выездной проверки:

  • Запрос органов МВД на проведение совместной ревизии. Например, при жалобе на ООО. В ходе оперативных мероприятий полиция выявляет факт «ухода» от налогов и сокрытия доходов.
  • Реорганизация или ликвидация компании.
  • Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
  • Выполнение плана.
  • По результатам камералки.

Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?

В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты:

Как ФНС по-новому проверяет ИП на УСН

Как открыть свой бизнес за 15 минут?

Бесплатная подготовка полного пакета документов для регистрации ИП

Налоговики проверяют предпринимателей по тем же правилам, что и организации. Ознакомьтесь с материалом. Он поможет подготовиться к проверке.

С лета 2016 года налоговики начали проверять компании и предпринимателей по обновленным правилам. Новшества ввел Федеральный закон от 01.05.2016 года № 130-ФЗ.

В рамках выездной налоговой проверки ревизоры могут затребовать любые первичные документы, которые подтверждают уплату и исчисление налогов. Это договоры, платежные документы, товарные накладные, товарные и кассовые чеки, бланки строгой отчетности.

Как собирать документы для проверки

Документы на бумаге представляют в виде копий, заверенных самой фирмой. Без нотариуса. Но по новым правилам со 2 июня 2016 года листы нужно пронумеровывать и прошивать. Сшивать можно не более 150 листов. Каждый из них следует пронумеровать арабскими цифрами начиная с единицы.

Все листы в пачке нужно сшить прочной нитью в два — четыре прокола. А концы нити вывести на оборотную сторону последнего листа и связать их. Затем на оборотной стороне наклеить бумажный прямоугольник размером примерно 4 × 5 см или 4 × 6 см , который закроет место сшива. На наклейке нужно сделать надпись:

«Верно, всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью…»

Затем записать число листов (цифрами и буквами) и поставить дату. Заверяет эту информацию руководитель организации или индивидуальный предприниматель своей личной подписью.

Нужно ли заверять печатью такую подшивку

Если BG использует печать, ее поставьте, чтобы она захватывала край наклейки. А когда ИП печать не применяет, ничего проставлять не нужно (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

Теперь налоговикам можно отправлять отсканированные копии документов

Отправить такие копии в инспекцию можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. То есть относить в ФНС бумажные копии, как раньше, не обязательно. Главное, чтобы на отсканированной копии сохранились все реквизиты оригинала.

Однако, чтобы это заработало на практике, нужно дождаться утвержденных форматов.

Нужно ли заверять сканы электронной подписью

Документы-сканы должны обязательно заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Инспекторы по-прежнему вправе ознакомиться и с подлинниками документов . Поэтому если у упрощенца их запросят, оригиналы придется привезти в инспекцию.

Предположим, у организации нет в наличии документа, который нужен для проверки. Что грозит компании и бизнесмену?

В общем случае это штраф в размере 200 ₽ за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если не подан расчет по форме 6-НДФЛ, штраф — 1 000 ₽ (п. 1.2 ст.126 НК РФ).

А если документы не представлены в инспекцию из-за того, что утрачены или пришли в негодность? Большинство судей говорят, что в этом случае нельзя привлечь фирму или бизнесмена к ответственности.

Но есть решения арбитров, в которых сказано, что налогоплательщик должен был восстановить утраченные документы.

Когда назначают дополнительную проверку

Если руководитель налоговой инспекции или его заместитель решат, что нарушения по выездной налоговой проверке у фирмы или ИП есть, но доказательств недостаточно. Тогда могут назначить дополнительную проверку. А вообще налоговики вправе провести дополнительную проверку при любых обстоятельствах по своему усмотрению.

Что будут смотреть

При таких проверках запрашивают документы, допрашивают свидетелей или проводят экспертизу. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля — один месяц.

После того как дополнительные мероприятия налогового контроля завершены, упрощенца знакомят с их результатами. Проверяемый может визуально знакомиться с материалами проверки, делать выписки, снимать копии. После чего налоговики составляют протокол. Если предприниматель с чем-то не согласен, он вправе подать свои письменные возражения. Такое право согласно Налоговому кодексу РФ появилось у фирм и бизнесменов со 2 июня 2016 года (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В чем часто ошибаются налоговики

Налоговики склонны трактовать письменные ответы фирм-контрагентов либо показания свидетелей на допросе не буквально, а в свою пользу. Например, свидетель в протоколе указал «не помню», а в акте налоговики отметили «не подтвердил» или даже «опроверг». Кроме того, часто инспекторы игнорируют документы либо показания свидетелей, которые подтверждают правоту фирмы или бизнесмена.

В какой срок упрощенцу нужно подать свои письменные возражения по результатам дополнительной проверки

В течение 10 рабочих дней после того, как закончился месячный срок дополнительной проверки. Допустим, дополнительные мероприятия налоговой проверки назначены с 1 июля 2016 года и длятся по закону один месяц. Значит, до 15 августа упрощенцу нужно ознакомиться с результатами проверки и подать в этот срок свои возражения (примерный образец письменных возражений по результатам дополнительной проверки ФНС приведен ниже).

Что делать упрощенцу после того, как он направит свои возражения по результатам проверки

Руководитель инспекции или его заместитель принимают решение, привлекать компанию к налоговой ответственности или нет. Если упрощенец не согласен с решением ФНС, он вправе его обжаловать. Сначала нужно обратиться в вышестоящую инспекцию — УФНС своего региона. На это отводится 30 дней, если вы хотите приостановить — блокировать действие решения. Или один год, если вы хотите обжаловать уже исполняемое решение инспекции. Если УФНС не удовлетворит жалобу, тогда уже можно обжаловать решение инспекции в суде.

Может ли налоговая при камеральной проверке декларации по УСН (доходы минус расходы) запрашивать оборотно-сальдовые ведомости?

ООО на УСН (доход-расход).
Получили из ФНС требование со ссылкой на ст. 88 НК РФ о представлении пояснений «о том, что что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленной Вами за год 2017, в которой выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля
1. представить пояснение по факту несоответствия сумм доходов и расходов, отраженных в налоговой декларации по налогу , уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год с информацией, содержащейся в полученных из банка выписок о движении денежных средств на счетах организации.
2. Также просим представить:
— ксерокопию книги доходов и расходов за 2017 год;
— оборотно-сальдовую ведомость по счету 50 и 51.»

Противоречия, скорее всего, связаны с депозитами, которые открывала организация в течение года и получала, соответственно, проценты, хоть и копеечные. Это в пояснении мы напишем, КУДиР предоставим. Вопрос больше в том, правомерно ли их требование о предоставлении обороток по счетам. И если да, то в каком виде их нужно предоставлять?

Заранее благодарим всех за помощь и ответы!

А на основании чего это неправомерно? На какие статьи можно сослаться? Хотим попробовать отбрехаться без обороток. и чтоб не расценили как непредоставление документов и штрафом не обложили.

Спустя какое время с момента открытия ООО может прийти налоговая проверка?

Цитата: РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ О ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ
Овсянникова А.В.
Любой бухгалтер с опаской ждет выездную налоговую проверку (ВНП). При этом он с замиранием сердца слушает рассказы коллег и читает обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились. Но, к сожалению, не все дают правильную информацию, вот и обрастают выездные проверки разными мифами. Мы хотим развеять самые распространенные заблуждения о вероятности проведения ВНП.
МИФ 1. В течение первых 3 лет существования проверка не грозит
Скорее всего, это заблуждение возникло в связи с некорректным толкованием бухгалтерами Закона, защищающего права юрлиц и предпринимателей при проверках их госорганами. В этом Законе говорится, что контролирующие органы не вправе проверять организацию или индивидуального предпринимателя (ИП) до истечения 3 лет с момента регистрации, то есть первые 3 года компании и ИП не трогают. Однако многие не обращают внимания на тот факт, что этот Закон не распространяется на налоговый контроль. Да и Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно проверок организаций и ИП, работающих менее 3 лет.
Безусловно, налоговики заинтересованы в доначислениях. А чем меньше проверяемый период, тем меньше у них шансов «нарыть» достойные нарушения. Однако привлечь внимание может и организация, проработавшая всего год, например, если:
организация заявила к возмещению из бюджета большую сумму НДС. Обычно налоговики прилагают все усилия, чтобы ничего не возмещать. В такой ситуации первыми начинают работать камеральщики. А уж если они не успели найти оснований для отказа в возмещении, то тогда уже подключается тяжелая артиллерия — «выездники»;
налоговикам поступил запрос из органов МВД о проведении совместной проверки. Здесь речь идет об организациях, в отношении которых полицейскими проводились оперативные мероприятия, например, в связи с чьей-нибудь жалобой. И в ходе таких мероприятий у них возникло предположение, что организация мухлюет с налогами.
Так что, если вы не возмещаете НДС, да и в отношении других налогов вас можно назвать добросовестным, можно не бояться ВНП.

. Наверное, вероятность прихода инспекторов с ВНП потому и обрастает мифами, что никто не знает, когда их ждать. Кого-то они «навещают» каждые 3 года. А кто-то работает 10 лет, но «выездников» ни разу не видел. Если вы относитесь к числу последних, желаем вам и дальше спокойно работать.

Журнал «Главная книга» 2012, N 9

Прочтите вот этот материал. Никаких определенных сроков выхода после открытия фирмы на проверку нет.

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

Тэги: Налоговый контроль

05.04.2012
Периодичность проведения выездных налоговых проверок регулируется НК РФ.

В п. 5 ст. 89 НК РФ установлен запрет на проведение в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС РФ принимается решение о необходимости проведении налоговой проверки сверх указанного ограничения. Третья выездная проверка в течение года возможна в случае, если это повторная выездная проверка, проведение которой соответствует требованиям п. 10 ст. 89 НК РФ.

Количество обязательно проводимых выездных налоговых проверок НК РФ не установлено. Поэтому, на практике можно встретить ситуацию, при которой некоторые налогоплательщики подвергаются выездным налоговым проверкам систематически, а некоторые ни разу не проверялись налоговыми органами с момента начала своей деятельности.

Каким образом налоговыми органами осуществляется выбор налогоплательщика для проведения налоговой проверки, и по каким критериям тот или иной налогоплательщик включается в план таких проверок, раскрывается в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Данная концепция содержит общие рекомендации для налоговой службы по выбору налогоплательщика для налоговой проверки. Налогоплательщик, ориентируясь на положения данной Концепции, может с определенной долей вероятности определить возможность проведения у него выездной налоговой проверки.

Как указано в Концепции планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговой службой на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

С целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой службой проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика. В частности, проводится:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

При этом, приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, по мнению ФНС РФ, позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Согласно Концепции в план выездной налоговой проверки могут быть включены налогоплательщики, деятельность которых соответствует следующим критериям:

1. Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Содержание данных критериев раскрыто в Приложении № 2 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», Приложение № 3 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах».

При оценке показателей для проведения выездной проверки налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от № 53 12.10.2006 г.

Поводом для включения налогоплательщика в план проверок может стать как наличие одного, так и наличие совокупности названных критериев. В любом случае, поводом для проведения выездной налоговой проверки может стать предположение налоговых органов о нарушении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. В ходе проведения выездной проверки данное предположение подтверждается или опровергается.

Как указано в совместном Письме Минфина РФ и ФНС РФ от 31 июля 2007 г. № 06-1-04/505 факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица, не означает наличие виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика предлагаемым критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий. Подготовка и издание критериев служит лишь целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок — основной и наиболее эффективной формы налогового контроля.

Важным замечанием в данном письме является то, что налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Возможность не включения в план выездных налоговых проверок зависит от прозрачности деятельности налогоплательщика, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

©Материал подготовлен специалистами компании «РосКо»

Бизнес форум

Налоговая проверка ООО на УСН

oootak 02 Jun 2013

3 года работаем как ООО на УСН (доходы мину расходы). Бухгалтер приходящий, его задача только платежки по ЗП, налогам и Пенс. Вся остальная бухгалтерия на мне. Соответственно полный завал по исходной документации. Хочу привести в порядок.

Интересует такой вопрос:

1. Какие документы обязательно нужно предоставить для проверки, да и просто, какие документы ООО на УСН обязан хранить и какой срок?

2. Интересуют ли налоговую договоры, счета или проверка идет только по выпискам из банка?

3. В каких случаях налоговая проверяет?

IrinaB 03 Jun 2013

1. Какие документы обязательно нужно предоставить для проверки, да и просто, какие документы ООО на УСН обязан хранить и какой срок?

Смотря какая проверка. Если выездная, то предоставлять все документы: счета, акты, накладные, договора, банковские выписки, кассовые документы (ПКО, РКО, кассовая книга), КУДиР, документы по з/пл (табель, платежные ведомости, расчетные ведомости), документы по основным ср-вам (если есть ОС) и т.п.
В рамках камеральной проверке обычно запрашивают КУДиР и банковские (кассовые) документы. Если появятся вопросы по какой то операции могут запросить доп.документы (первичку).
Т.к. с 2013г. упрощенцы обязаны вести бух.учет в полном объеме, то налоговики будут требовать бух.регистры (карточка по счету, анализ счета, ведомость по счету.
До 2013г. от предоставления бух.регистров можно отписаться.

2. Интересуют ли налоговую договоры, счета или проверка идет только по выпискам из банка?

При выездной проверке интересует всё.

3. В каких случаях налоговая проверяет?

Какие проверки бывают, в каких случаях проводятся, что проверяю, каков порядок и пр. всё прописано в НК РФ.

OPRI4NIK 14 Jun 2013

GRANDKONSALT 12 Jul 2013

3 года работаем как ООО на УСН (доходы мину расходы). Бухгалтер приходящий, его задача только платежки по ЗП, налогам и Пенс. Вся остальная бухгалтерия на мне. Соответственно полный завал по исходной документации. Хочу привести в порядок.

Интересует такой вопрос:

1. Какие документы обязательно нужно предоставить для проверки, да и просто, какие документы ООО на УСН обязан хранить и какой срок?

2. Интересуют ли налоговую договоры, счета или проверка идет только по выпискам из банка?

3. В каких случаях налоговая проверяет?

Согласен с Ириной, правда все же иногда некоторые документы лучше не показывать. но самому сложно будет определить целесообразность предъявления тех или иных документов/сведений.
Проверка идет не только по выпискам банка — активно запрашивают контрагентов, используют информацию из различных баз данных, свидетельскими показаниями не брезгуют, но и, конечно же, требуют у налогоплательщиков первичку.

Налоговая проверка при УСН (6%): какие документы имеют право запросить налоговики?

Цитата: Какие документы могут понадобиться

Правильность исчисления и уплаты налогов (сборов) инспекторы прежде всего оценивают по декларациям (расчетам), а также первичным документам, подтверждающим полученные доходы и произведенные расходы (платежным поручениям, актам, договорам, накладным и др.).

Так как организации на упрощенной системе с 2013 года не освобождены от бухгалтерского учета, налоговики вправе требовать от них бухгалтерские регистры, датированные начиная с 1 января 2013 года. Регистры до 2013 года «упрощенцы» вести были не обязаны, соответственно, и запрашивать такие документы за периоды до 2013 год налоговики не вправе.

Первое, в чем совершенно законно захотят убедиться проверяющие, это в наличии Книги учета доходов и расходов. Наверняка не обойдут вниманием и документы, соотнесенные с жесткими сроками, за нарушение которых налогоплательщику грозит штраф (свидетельство о постановке на налоговый учет организации или, устав или учредительный договор и т. д.).

В статье 93 НК РФ не уточняется, какие, собственно, документы вправе требовать налоговики. Сказано лишь «необходимые для проверки». Понятие довольно расплывчатое, но и оно имеет свои рамки. Налоговики не могут претендовать на просмотр документов, не связанных с расчетом и уплатой налогов, а оформляемых организациями, индивидуальными предпринимателями и их работниками в силу некоторых установок (как санитарные книжки работников) либо для внутреннего пользования (допустим, чтобы координировать производственные операции).

Той же позиции придерживаются суды. ФАС Уральского округа признал, что нельзя наказать налогоплательщика, если им не подготовлены документы, напрямую не касающиеся проверки либо по закону необязательные (постановление от 06.02.2007 № Ф09-122/07-С3). Его вывод перекликается с мнением ФАС Поволжского округа, который пресек попытки инспекции потребовать у организации эскизы и чертежи мебели (постановление от 28.02.2008 № А72-4575/07-12/117).

Неправомерно требовать и документы, не отвечающие цели проверки. Например, если намечено проанализировать правильность удержания и уплаты НДФЛ, ни к чему налоговикам регистры по учету основных средств (см. постановление ФАС Московского округа от 13.03.2006 № КА-А40/1386-06).

Кроме того, суды отрицают необходимость истребования копий деклараций, уже сданных в налоговый орган (постановление ФАС Московского округа от 20.06.2007 № КА-А40/5227-07), а также паспортных данных учредителей, руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2005 № Ф09-4737/05-С7).

Процедура истребования документов

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налогоплательщику (его представителю) передается письменное требование представить документы.

Инспекторы зачастую не утруждают себя перечислением нужных документов, а используют общие фразы наподобие «все имеющиеся за проверяемый период», надеясь убить сразу двух зайцев: и проверку легче проводить, и в случае чего можно оштрафовать за отсутствие той или иной бумаги. Сегодня такая тактика редко приводит к успеху, за что спасибо арбитражным судам — они уже давно выработали подход к данной ситуации.

Большинство судов уверено: требование должно быть конкретным, иначе тот, кому оно адресовано, не сумеет его исполнить. Неверно оформленное требование недействительно. Яркий пример единодушия —постановления ФАС Уральского округа от 01.08.2007 № Ф09-5987/07-С2, Северо-Западного округа от24.05.2007 № А56-44682/2006, Московского округа от 14.03.2007 № КА-А40/1555-07 и Поволжского округа от01.02.2007 №А65-7084/2006.

Таким образом, запрос налогового инспектора на «прочие бумаги» налогоплательщик вправе проигнорировать (то есть ничего не выдавать, пока не будет четкого списка).

Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) другого уполномоченного лица и печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ). Следовательно:
•нотариально удостоверять копии документов, подаваемых в налоговый орган (должностному лицу), не нужно, если иное не указано в законодательстве;
•заверять документы может не только непосредственно руководитель, но и любой другой работник, уполномоченный организацией.

Поскольку представлять документы — обязанность налогоплательщика, издержки на копирование несет он. Компенсации из бюджета ему не полагается.

Срок передачи документов

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 93 НК РФ налогоплательщик должен, получив требование, предъявить документы в течение десяти дней. Каких именно дней, не указано, и в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях.

Бывает, что требование оформлено поздно, и последний день, когда бы следовало передать документы, наступит уже после проверки. Нужно ли представлять требуемые документы налоговикам? По мнению Минфина, обязательно, поскольку в Налоговом кодексе не указано, что в таком случае можно не реагировать на требование. Более того, Минфин предупреждает об ответственности за непредставление документов в этом случае.

Копировать и заверять бумаги — дело хлопотное, и при большом их объеме можно не успеть представить их в срок, указанный в требовании. Как же быть? В пункте 3 статьи 93 НК РФ налогоплательщику предлагается в течение дня, следующего за получением требования, письменно сообщить об этом проверяющим, назвав причины (допустим, отсутствие или загруженность копировальной техники) и реальный срок. Проще говоря, надо быстро оценить обстановку и, если есть какие-то сложности, попросить подождать. Налоговый орган вправе пойти навстречу или отказать. На решение, которое дает его руководитель (заместитель), отводится не более двух дней после приема уведомления.

Самое неприятное, что, если документы не окажутся у проверяющих вовремя, возникнет основание для продления проверки или, еще хуже, для их выемки. Поэтому, если бухгалтер хотя бы чуть-чуть сомневается в том, что организации удастся вовремя выполнить требование налоговиков, лучше известить налоговый орган. Ведь отказ тоже подтвердит намерение налогоплательщика следовать закону. Возможно, при судебных разбирательствах это послужит смягчающим обстоятельством и повлияет на размер штрафа (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006а). Иногда даже суды признают требование инспекции невыполнимым и отменяют санкции для налогоплательщиков. Так произошло, когда ФАС Северо-Западного округа (постановление от 19.02.2007 № А42-10835/04) учел неоднократные обращения организации о переносе срока из-за огромного числа запрошенных документов.

Штрафы за непредставление документов

Если у проверяющих не появятся в установленный срок затребованные документы, это будет расценено как налоговое правонарушение и повлечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, — штраф в размере 200 руб. за каждый экземпляр.

Если документы представлены вовремя, но содержат намеренно искаженные сведения или ошибки, налогоплательщика нельзя наказать по статье 126 НК РФ, что иногда пытаются сделать налоговики.

Данный вывод подкрепляется решениями судов.

Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 14.11.2007 № А36-1308/2007 отметил: обеспечение в срок документов с искаженными сведениями не образует объективную сторону правонарушения по статье 126 НК РФ, что в силу статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности.

В равной степени нельзя наказывать за опоздание, если в требовании не обозначено количество документов. Штраф назначается за каждый непредъявленный экземпляр, а раз неизвестно, сколько их, определить сумму невозможно. Приблизительные расчеты недопустимы, когда речь идет о мерах ответственности. О том же говорит и мнение судов (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19.05.2008 № Ф09-3429/08-С3 и от 17.05.2007 № Ф09-3542/07-С2).

Смотрите так же:

  • Воинская часть метро теплый стан Мама солдата Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Вам нравится Форум "Мама солдата"? Проголосуйте за Наш Форум! Ваш голос позволит Форуму стать выше в рейтинге, и его будет […]
  • Расторжение договора по обоюдному согласию сторон образец Соглашение о расторжении договора Составить соглашение о расторжении договора самостоятельно по силам каждому. А с помощью нашего сайта этот процесс не займет много времени и сил. Нюансы […]
  • Договор авто тула joomla шаблоны Переоформление авто 24 часа 7 дней в неделю В нашей компании с документами работают только специалисты. Страхование ОСАГО и КАСКО Страхование автогражданской […]
  • Сниму дом на земле в элисте Аренда домов и коттеджей в Элисте Стоимость: 10000 Р. 177.02 $ € 144.40 Общая площадь: 80 кв.м. Сдается дом на длительный срок, цена 10 000 и оплата счетчиков. 89645112857 89615495846 4 […]
  • Как эффективнее продать машину Как быстро продать машину? Как продать машину: 4 этапа продажи + 4 способа найти клиента + 10 правил общения с покупателем + 3 варианта реализации кредитного авто + 5 полезных […]