Коап ст 23

Статья 23.3 КоАП РФ. Органы внутренних дел (полиция) (действующая редакция)

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1 — 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 — 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьями 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, статьей 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, — об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1 — 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 — 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1 — 1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 — 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Ст. 23 КоАП РФ с комментариями. Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

С начала 2015 года в силу вступил новый Кодекс, в котором освещены нововведения относительно административных правонарушений России с доработками и изменениями. Кодекс представлен в более развернутом содержании и имеет новые классификации в отношении степени правонарушения. Также изменения коснулись должностных лиц, способных вести административные дела. Здесь рассмотрены лишь некоторые государственные органы, в чьих компетенциях административные правонарушения согласно ст. 23 КоАП РФ.

Содержание статьи

В соответствии со ст. 23 КоАп РФ урегулированы должностные обязанности и область уполномоченности в рассмотрении дел о правонарушениях административного характера. Изменены условия рассмотрения и ведения процессов для мировых, арбитражных судей. Увеличена область компетенции для сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, регулируется деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного контроля и ее подразделений, таможни, ОВД и других служб, отвечающих за социально-экономические сферы Российской Федерации.

Действия и область компетенции судей отражена в КоАП РФ (ст. 23.1). Речь идет о тех правонарушения административного характера, рассматривать которые в праве судьи различных категорий, в том числе мировые, арбитражные и судьи военных судов. Судьи общих судов рассматривают административные дела, граждан, организаций, возникающие из административных отношений. Перечень статей, соответствующих определенной категории судей указан в утвержденном Кодексе. Согласно статье, правонарушитель, имеющий воинскую обязанность и проходящий службу в определенной воинской части понесет ответственность в военном гарнизонном суде, который территориально относится к данной военной дислокации. Арбитражные судьи привлекаются для решения споров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за ними также закреплены статьи правонарушений, отраженные в данной статье. Все остальные правонарушения могут рассматривать мировые судьи, если они не попадают под статьи, определенные в компетенции других категорий судей.

Несовершеннолетние и КоАП

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулирует часть 2 данной статьи. В их компетенции рассмотрение всех административных дел с участием несовершеннолетних. Согласно комментариям к статье, нарушения по статьям 5.35, 5.34 и ряда статей КоАП РФ также рассматриваются данной комиссией в дополнение к Постановлению Правительства РФ о работе их органа.К тому же, нарушения статьи 11 ч. 18 о безбилетном проезде, также может попадать в область компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, если должностные лица воздушного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта зафиксируют правонарушение с участием несовершеннолетнего.

Работу органов внутренних дел (полиции) регулирует статья 23 часть 3. Полиция выполняет основные функции на территории государства: производство дел, контроль за исполнением наказания в области административного правонарушения и контроль за соблюдением законов Российской Федерации. С помощью этих функций полиция выполняет главную задачу — защищает честь и права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Ст. 23. 3 КоАП РФ содержит разграничения юрисдикции отдельных должностных лиц ОВД, т. е. нарушения по части эксплуатации, строительных работ железнодорожных переездов и дорожного полотна должны рассматривать в рамках административного дела и выносить решения только начальники, госинспекторы дорожного надзора. Вынесение решения другими должностными лицами в данных вопросах будут недействительны.

Начальники дежурных смен линейных подразделений полиции вправе применять в качестве санкций при нарушении административного характера предупреждения и штрафы до двух тысяч рублей. При этом должна учитываться степень ответственности, которая будет соответствовать этим санкциям, являющимися самыми легкими.

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

Учреждения уголовно-исполнительной системы допускаются к применению мер в области административной ответственности, хотя и это достаточно ограниченные прецеденты для привлечения к ответственности. Такими прецедентами являются оказание сопротивления гражданам, имеющим постановление суда, нарушение дисциплины в местах лишения свободы и при конвоировании. При рассмотрении дел определены должностные лица, имеющие право на эту процедуру. Таковыми являются начальники исправительных учреждений, колоний и домов ареста и изоляторов. Участие иных лиц уголовно-исполнительной системы является нарушением данного закона по ст. 23 КоАП РФ с комментариями.

Налоговые органы

Отдельные должностные единицы налоговых органов также вправе вести процедуру об административных правонарушениях. К ним относятся руководители и их заместители органов на федеральном уровне по налогам и сборам, регионального, областного и городского значений. В основным таковыми видами правонарушений являются нарушения в ведении отчетности, регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей, неверное ведение финансовой отчетности и предоставляемой информации в налоговые учреждения.

Бюджетная и финансовая сфера

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает административные дела по статье 15 пунктам 14, 15 и 16. По аналогии с налоговыми органами определены должностные лица по территориальному масштабу, способные разбирать дела об административных нарушениях. Это руководители и их заместители данного исполнительного органа. Решения другими должностными лицами незаконны, но правовой ответственности за собой не влекут.

Таможенные органы

Таможенные органы делятся на федеральную таможенную службу (ФТС), таможенные региональные управления, таможни и таможенные посты. Все вместе составляет единую федеральную сеть. Регулируются действия таможенных органов ст. 23.8 КоАП РФ. Служба подотчетна Правительству РФ. Назначение руководителя Федеральной таможенной службы осуществляется также Правительством РФ. Начальников и руководителей региональных управлений назначает руководитель ФТС. Относительно компетенции в рассмотрении административных дел, высшее должностные единицы вправе участвовать в вынесении решений, кроме статьи 16.1 (о сокрытии товаров от органов таможни). С учетом степени опасности и возможного причинения вреда здоровью по этой статье рассмотрение и постановление решения осуществляется судьей. Применять санкции в отношении правонарушителей и составлять протоколы с конфискацией могут все высшие руководящие должностные единицы в соответствии с территориальным распространением полномочий, вплоть до начальников таможенных постов, если правонарушение совершено физическими лицами. Приказ ФТС России от 01.03.2012 номер 368 предлагает список должностных лиц таможенных органов, которые могут составлять протоколы и осуществлять задержание с конфискацией.

Органы экспортного контроля

Ст. 23 КоАП РФ вводит должностные обязанности в области административных правонарушений. В настоящее время контроль за экспортом осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Правонарушения по статьям 14.20, 19.4.4, 19.5.2 уполномочены брать под контроль руководители, заместители федерального, регионального масштаба и местного значения. Эти положения отражены в КоАП РФ (ст. 23) . ФСТЭК подконтрольны Министерству обороны, и ее деятельность контролируется Президентом РФ. Директор службы назначает тех лиц, которым можно составлять протоколы, если правонарушение предусматривает конфискацию, то такое дело передается в арбитражный суд. Должностным единицам, наделенным полномочиями по составлению протоколов разрешается проводить осмотр вещей на территории юридического лица или ИП, транспортных средств, документов, производить арест имущества и изъятие.

Пограничные органы

Кодекс об административных правонарушениях регулирует действия пограничных органов ст. 23.10. На пограничные органы возложены задачи по охране и контролю за использованием водных биоресурсов, лицензированию деятельности, связанной с использованием природной среды, а также соблюдением международных договоров.

К должностным лицам, осуществляющим рассмотрение административных дел согласно статье, относятся руководитель и его заместители федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подразделений в сфере пограничной охраны; начальники и инспекторы по охране морских биологических объектов, начальники пограничных комендатур и пограничных кораблей, капитаны катеров, а также другие руководящие звенья. Им разрешается осуществлять рассмотрения правонарушения по статьям о браконьерстве, незаконном рыболовстве, нелицензированном использовании объектов животного мира и морских биологических объектов, истреблении редких видов животных и растений, ненадлежащей охране заповедных территорий и территорий миграционных потоков животных. Должностные единицы пограничных органов вправе только предупреждать или штрафовать за нарушение. Наказания, предусматривающие конфискацию орудий правонарушения или выдворение за пределы государства иностранных граждан, выносятся только по решению судьи.

Военные комиссариаты

Военные комиссариаты были созданы по решению Министерства обороны на всех территориальных субъектах. Военные комиссары, начальники отделов военкоматов и их отделений могут рассматривать административные нарушения прав. Это предусмотрено ст. 23 КоАП РФ. В обязанности военных комиссариатов входит первичный воинский учет, мероприятия по осуществлению воинского призыва, контроль за обеспечением военным транспортом и мобилизационных сил. При нарушениях в данных областях компетенции должностные лица комиссариата составляют протокол и далее предают его высшему должностному лицу для рассмотрения административного правонарушения.

Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Ведение дел по правонарушениям осуществляется главными санитарными врачами и их заместителями по РФ, субъектам РФ, городам и районам. Такими же полномочиями наделены санитарные врачи в области исполнительной власти деятельности национальной гвардии РФ, мобилизации, особо опасных производств и других. Они рассматривают дела в сфере нарушений санитарно-эпидемиологических норм, нарушения прав потребителей.

КоАП и экология

Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, призваны осуществлять контроль за экологическим состоянием особо охраняемых зон РФ, следить за производством и воспроизводством животных объектов, заниматься геологическим изучением и рациональностью использования природных недр, осуществлять контроль на морских объектах. Росприроднадзор также контролирует органы власти в отношении использования последними полномочий по водным отношениям. Выделяют две службы: федеральную службу в сфере природопользования и Федеральную службу по эколого- технологическому и атомному надзору.

Нарушения административного характера требует четкой юрисдикции, однако это по-прежнему позволяет разбирать дела об административных нарушениях уполномоченными лицами обеих службам. К уполномоченным лицам относятся: главный инспектор по охране окружающей среды РФ, главные и старшие инспектора по отдельным направлениям охраны, а также заместители перечисленных должностных лиц.

Госинспекция по маломерным судам

Органы государственной инспекции по маломерным судам подведомственны МЧС. Структура призвана контролировать выпуск, эксплуатацию маломерных судов, соблюдение нормативов выброса загрязняющих веществ, уровня шума; порядок регистрации маломерного судна и его использования. Выявленные в этой области правонарушения вправе рассмотреть уполномоченные лица такие, как главные госинспектора по маломерным судам федерального и регионального значения и их заместители. Перечисленные руководители могут составлять протоколы, однако в отдельных пунктах, указанной в ст. 23 КоАП РФ, вынесение административного наказания осуществляется без протоколов.

Статья 23.1. Судьи

СТ 23.1 КоАП РФ

1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 — 5.43, 5.45 — 5.52, 5.56 — 5.69, 6.1 — 6.2, 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.11 — 6.16, 6.17, 6.16.1, 6.18 — 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьями 6.33, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.12 — 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьей 7.23.3, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 1 статьи 7.31, частью 7 статьи 7.32, частью 2 статьи 7.32.3, частью 2 статьи 7.32.5, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, статьями 8.28.1, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 3 статьи 9.1 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), статьями 9.13, 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.23, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частью 2 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частью 4 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 — 7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.1, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 — 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьями 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, частями 2 — 3 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.34, 13.38, 13.39, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, 14.1.3, частями 3 и 4 статьи 14.4.1, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 -14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35 — 14.37, частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьей 14.51, частью 2 статьи 14.54, частью 3 статьи 14.55, статьями 14.56, 14.57, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 15.3 — 15.12, частью 11 статьи 15.23.1, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1 — 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1, 15.27.2, 15.32, 15.33, 15.33.1, 15.33.2, 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 — 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, статьей 17.17, частями 1.1 и 3 статьи 17.15, частями 1.1, 3.1 — 5 статьи 18.8, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11 — 18.13, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 — 6 статьи 19.3, частями 1 и 3 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 12 — 16, 18, 19, 20.1, 24 — 32 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, частями 1 и 2 статьи 19.7.5-1, статьей 19.7.5-2, статьей 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, статьей 19.7.12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 — 19.14, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 — 19.30, 19.32, 19.33, 19.34, 19.35, 19.36, 19.37, 20.2, 20.2.2, 20.3, 20.5 — 20.7, частями 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.25 — 20.34 настоящего Кодекса.

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 — 4 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.35, статьями 5.53, 6.3, 6.4 — 6.6, частью 2 статьи 6.7, статьей 6.13, частью 1 статьи 6.31, статьями 7.6, 7.32.2, 8.2, 8.3, частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.12, статьей 8.12.1, частью 2 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.17 — 8.20, частями 1 и 3 статьи 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.26, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.34, 8.35, частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37, статьями 8.38, 8.39, частью 2 статьи 8.45, статьями 8.45.1, 9.1-9.3, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьей 9.5, частью 3 статьи 9.5.1, статьями 9.6, 9.9, 9.11, частями 1 и 2 статьи 9.16, статьями 9.17, 9.18, частью 2 статьи 9.21, статьями 9.22, 10.3, 10.6, частью 3 статьи 10.8, статьями 11.1, 11.4, частями 1-3 и 5 статьи 11.5, частями 1-3 статьи 11.7, статьей 11.9, частью 6 статьи 11.17, статьями 11.20, 11.20.1, частью 1.1 статьи 12.1, частью 2 статьи 12.2, частями 4 и 5 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 4 статьи 12.15, частью 3 статьи 12.16, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5 и 6 статьи 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2, частью 5 статьи 12.23, статьями 13.2 — 13.4, 13.6 — 13.8, частями 2 и 4 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.22, 13.29, 13.30, 14.2, частью 2 статьи 14.4, частями 1 и 2 статьи 14.6, частью 2 статьи 14.7, частью 2 статьи 14.9.1, частями 2.1 — 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частью 1 статьи 14.20, частями 3 — 5 статьи 14.24, статьями 14.26, 14.29, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частью 6 статьи 14.40, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 1 и 2 статьи 14.43.1, статьями 14.44 — 14.46, частью 4 статьи 14.46.2, статьями 14.47 — 14.49, частью 1 статьи 14.54, статьями 14.61, 15.14, частями 1 и 2 статьи 15.15.2, статьей 15.15.3, частью 1 статьи 15.15.4, частями 1 и 1.1 статьи 15.15.5, статьями 15.15.12, 15.15.13, частями 1 и 2 статьи 15.19, статьей 15.21, частями 1 — 2.1 статьи 15.22, частями 1-10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2, 2.1, 2.2 и 3 статьи 15.27, частями 1 — 7, 9, 10, 10.2 и 11 статьи 15.29, статьей 15.30, частями 1 и 4 статьи 15.35, статьей 15.37, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1 — 3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частью 2 статьи 16.24, частями 2 и 3 статьи 18.1, частью 1.1 статьи 18.2, частью 2 статьи 18.3, частью 2 статьи 18.4, статьей 18.7, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10, частями 1 — 4 статьи 18.15, статьями 18.16 — 18.17, частью 2 статьи 19.3, частями 2 — 2.3, 2.6, 2.7, 3, 5, 6, 8.1, 11, 17, 20 и 23 статьи 19.5, статьей 19.7.3, частью 2 статьи 19.7.10, статьей 19.7.11, частью 1 статьи 19.24, частями 1 и 3 статьи 19.27, статьей 20.1, частями 6.1 и 9 статьи 20.4, частями 3, 4, 4.1 и 5 статьи 20.8, статьей 20.10, частями 1 и 3 статьи 20.12, статьями 20.14, 20.17, частью 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 — 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 — 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1-20.3, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 — 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Комментарий к Ст. 23.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают судьи, в том числе судьи военных судов и арбитражных судов.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными конституционными законами (см. Федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

3. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет перечень статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и других указанных в законе обстоятельств передает его на рассмотрение судье. Такая передача осуществляется, если орган или должностное лицо, рассматривающие дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей (ст. ст. 3.7 — 3.14 КоАП РФ). Органом или должностным лицом выносится определение о передаче дела судье, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

4. Часть 3 комментируемой статьи разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами.

По общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировой судья единолично рассматривает дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи.

Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности или дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы.

К подсудности судей районных судов также относятся следующие составы административных правонарушений:

— нарушения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ (ст. ст. 7.13 — 7.16 КоАП РФ);

— неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ);

— невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и повторное совершение данного правонарушения (ч. ч. 18 и 19 ст. 19.5 КоАП РФ);

— ряд правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст. ст. 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ).

Судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абз. 4 ч. 3 комментируемой статьи, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абз. 4 ч. 3 комментируемой статьи, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в абз. 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Подведомственность арбитражным судам дел, вытекающих из административных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях в случае, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Согласно ч. 1 ст. 22 названного Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции административные дела, не отнесенные указанным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда.

Смотрите так же:

  • Постановления пленума верховного суда рф по уголовным делам разбой ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 мая 2017 года №17 О внесении изменений в отдельные Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным […]
  • Мировой суд участка 249 Судебный участок 249 мирового судьи г. Москвы Судебный участок мирового судьи № 249 района Текстильщики осуществляет правосудие по делам не подсудным судам районного уровня. К компетенции […]
  • 3 года статья ук рф Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона […]
  • Покупка участка в самаре Купить земельный участок в Самаре Сегодня 16:00 | Купить землю в Самаре земли поселений, 10 сот. СОБСТВЕННИК продает дачный участок с постройкой в СТ "Студеный овраг", массив 1, линия 3, […]
  • Мировой суд города павлова Мировой суд города павлова Павловский городской суд Нижегородской области 606100, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Кирова, 66-а Васильева Ольга Вячеславовна с 8-00 до 17-00, в […]