Санкция за неисполнение закона

Санкции за нарушение права на забвение в Сети: за и против

Депутаты намерены ввести наказание для поисковиков, который будут нарушать право россиян на «забвение в Сети». Но среди них нет единогласия по поводу того, каким оно должно быть. Глава думского комитета по информполитике Леонид Левин предлагает не свирепствовать и просит коллег «не кошмарить бизнес». Юристы, опрошенные «Право.Ru», тоже разделились во мнениях относительно необходимости введения ответственности за неисполнение закона.

С 1 сентября в силу вступил в силу закон, позволяющий гражданам требовать удаления из Сети их персональных данных, если суд установит, что они оказались там незаконно. С 1 января 2016-го его действие будет расширено: поисковики во внесудебном порядке в течение 10 дней с момента получения заявления от гражданина будут должны удалять ссылки на данные, если они распространяются «с нарушением законодательства» либо являются «недостоверными, а также неактуальными, утратившими значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Исключение сделано только для сведений «о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость». При этом, если гражданин сочтет необоснованным отказ поисковика удалять ссылки, то он сможет обратиться в суд, чтобы уже тот обязал поисковик выполнить его пожелание.

Однако к вопросу о наказании в Госдуме вернулись только в эту осеннюю сессию, хотя соответствующий законопроект был внесен на Охотный ряд еще весной. Думский комитет по информполитике в пятницу «концептуально поддержал» принятие изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которыми вводится административная ответственность для интернет-поисковиков, вовремя не удаляющих по требованию граждан ссылки. Нарушителям будет полагаться штраф в 100 000 руб. за игнорирование требования гражданина, а «за неисполнение в течение пяти дней решения суда по иску гражданина о прекращении выдачи ссылок» – штраф в 3 млн руб.

«Это абсолютно логичный закон. Я считаю, для того чтобы эффективно выполнялись законы, должны быть санкции», – сказал на заседании Алексей Казаков, депутат-эсер. Вадим Деньгин (ЛДПР) коллегу по комитету поддержал и отметил, что «каждый человек имеет право в конце-концов контролировать то, что пишут о нем лично». Казаков также предложил в будущем рассмотреть более жесткие штрафы, «чтобы добиться исполнения закона», а заодно обсудить и возможность блокировки поисковиков за неоднократное неисполнение требований граждан в досудебном порядке удалять ссылки. На это Леонид Левин, глава комитета по информполитике, эсер, напомнил, что задача законопроекта: «не кошмарить бизнес, не создавать дополнительные проблемы, а найти компромисс, который не будет приводить гражданина и поисковик в суд».

В связи с этим в заключении комитета предлагается не наказывать поисковики за невыполнение требований граждан в досудебном порядке. При этом в комитете все же считают необходимым штрафовать поисковики за неисполнение решений суда об удалении ссылок, в том числе и предусмотреть ответственность за повторное неисполнение таких решений.

Критика от поисковиков

Отчасти решение комитета учитывает позицию интернет-отрасли, которая ранее раскритиковала документ. Поисковикам не нравится сама идея введения наказания за нарушения закона, который непонятно как соблюдать. Он не предусматривает критериев, при наличии которых жалобу гражданина поисковик должен счесть обоснованной, но есть наказание за неудовлетворение требования гражданина, говорили представители поисковиков на встрече с депутатами в Госдуме в середине сентября.

Однако пока не ясно, будут ли учтены остальные критические замечания интернет-отрасли, которая называет предложенное наказание «чрезмерным», так как закон «о праве на забвение» дает гражданину право обжаловать отказ в суде. Также представители отрасли критиковали законодателя за намерение выделить решения судов по спорам между гражданами и поисковиками в особую категорию – за неисполнение которых вводится особое наказание (штраф, если оно не выполнено в течение пяти дней). По общему правилу закон «Об исполнительном производстве» дает на добровольное исполнение вступившего в силу судебного решения пять дней с момента вручения постановления об исполнительном производстве, а за злостное неисполнение предусмотрена уголовная ответственность (ст. 315 УК – до двух лет лишения свободы). Опасаются представители интернет-индустрии еще и того, что будут узнавать о решениях судов уже после того, как пройдут сроки их исполнений. Такое возможно, поскольку законодатель разрешил гражданам подавать иски к поисковикам по месту их жительства.

Где ошиблись авторы

Мнения юристов относительно как самого закона о «праве на забвение в Сети», так и проекте о санкциях за его нарушение разделились. Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (к.ю.н., доцент МГЮА им. Кутафина) полагает, что право на забвение в Сети «содержит некоторые противоречия с действующим законодательством». Она напоминает о ст. 29 Конституции РФ, по которой «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информатизации» предусматривает право граждан на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников. «Именно такие функции и осуществляет любая поисковая система. Таким образом, можно сформулировать вывод, что [закон] игнорирует право на поиск информации, – рассуждает Рагулина. – Однако, ни для кого не секрет, что в отдельных случаях получение информации о конкретных лицах является необходимым условием для обеспечения безопасности, жизни, здоровья и благополучия других людей и их близких».

С ней не согласен Станислав Валуев, юрист «Правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», который напоминает, что свобода и личная неприкосновенность граждан также гарантирована Конституцией. «Содержание в интернете информации, нарушающей неприкосновенность, безусловно, должно контролировать государство», – убежден он. Валуев считает, что довод о праве каждого свободно получать информацию не противоречит общей идее закона «о праве на забвение в Сети». «Он направлен в первую очередь на то, чтобы информация в сети была достоверной и не нарушала права заинтересованных лиц», – говорит юрист. В связи с этим, по его словам, введение административной ответственности за нарушение этого закона – «необходимая ступень, иначе он не будет работать». «В истории российского правотворчества было достаточно примеров, когда принятые правовые нормы не исполнялись из-за того, что наказание за нарушение отсутствовало», – рассуждает он.

Рагулина обращает внимание на то, что авторам законопроекта «не удалось полностью учесть технические особенности распространения информации в сети интернет и функционирования поисковых систем». Она, по сути, повторяет претензии поисковиков, удивляясь тому, зачем законодатель ввел для операторов поисковых систем особую ответственность за неисполнение решения суда. «В настоящий момент за неисполнение вступившего в законную силу решения суда предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность», – напоминает она. При этом она обращает внимание и на несостыковки законопроекта с действующим регулированием и введение наказания за то, что закон не предусматривает. «В законопроекте предусмотрена административная ответственность за неисполнение в течение пяти дней оператором поисковой системы решения суда по иску гражданина. Однако в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такая обязанность не предусмотрена. А административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, устанавливается только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст.1.3 КоАП РФ)», – говорит она.

Валуев считает, что пятидневный срок, отведенный для исполнения оператором поисковой системы решения суда, «обоснованный и достаточный». «Риск, что операторы поисковой системы будут узнавать о решении суда уже после того, как они будут вынесены, бесспорно, существует. Но в данном случае, если у суда при вынесении решения не будет доказательств об извещении оператора, то эти обстоятельства будут основанием для подачи жалобы и отмены решения в вышестоящей инстанции. И тем самым права оператора поисковой системы будут восстановлены», – говорит он.

С текстом законопроекта № 804140-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности операторов поисковых систем) можно ознакомиться здесь.

Размер штрафа за нарушение закона «О рекламе»

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой размер штрафа применим ко мне, как к индивидуальному предпринимателю, в соответствии с п.1 ст. 14.3 Нарушение законодательства «О рекламе», если речь в ней идет о штрафах, налагаемых на граждан, должностных лиц и юридических лиц?

Ответы юристов (10)

Андрей, добрый день.

Вы в данной ситуации относитесь к юридическим лицам, если рекламируете товар или услуги, используемые вами в предпринимательской деятельности.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

[Кодекс РФ об административных правонарушениях][Глава 14][Статья 14.3]

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или
рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением
случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи
14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех
тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до
пятисот тысяч рублей.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, ответственность Вы будете нести как должностное лицо.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Нормой ст. 14.3 иного не установлено.

На вас наложат штраф как на должностное лицо, поскольку вы осуществляетепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

смотрим ст. 14.3 КоАП, часть 1:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ко мне, как к индивидуальному предпринимателю,
Андрей

и здесь смотрим — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

По применению главы 14 Особенной части Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях

14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.

отсюда — штраф как на должностное лицо.

Андрей, прошу извинить, присоединяюсь к мнению коллег.

Добрый день! В дополнение вышесказанному цитирую судебную практику ФАС Северо-Кавказского округа

Согласно материалам дела, *********. является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации ), согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.
> Раздел I. Общие положения
> Глава 2. Административные правонарушения и административная ответственность

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — КоАП РФ — предусматривает ответственность за правонарушения только в предпринимательской деятельности (соответственно и ст. 14.3) — что исключает возможность наложения на ИП штрафа как на гражданина. Данное разъяснение ВАС РФ здесь не уместно.

Данное разъяснение ВАС РФ здесь не уместно.
Петров Михаил Игоревич
ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица,

Что именно здесь не уместно?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

Установление оснований и мер юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах относится к ведению Российской Федерации. Данные отношения могут регламентироваться нормативными правовыми актами только в форме федерального закона. За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная.

Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций. К ним относятся: предупреждение; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; отмена решения о признании кандидата избранным.

Особой мерой конституционно-правовой ответственности является расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума (об основаниях и порядке расформирования комиссии см. комментарий к статье 31).

Административная ответственность 1 за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ (статьи 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56).

В соответствии со статьей 5.1 КоАП РФ нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума) либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ 2 . В указанной норме КоАП РФ сформулировано три состава административных правонарушений: 1) нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); 2) нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума); 3) отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума). С объективной стороны данные административные правонарушения могут быть совершены в различных формах. Например, нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется тем, что они могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются члены участковой комиссии, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это – председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий.

_______________
1 В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 4 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что к законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 года, который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел. При этом в случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, при этом судам необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 19 апреля 2005 года. № 80; См. также выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187-4-4 «О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200).
2 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.

Административная ответственность за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, а также за непредставление сведений и материалов по запросу комиссии предусмотрена статьей 5.3 КоАП РФ. С объективной стороны неисполнение решения комиссии либо непредставление сведений и материалов по ее запросу осуществляется, как правило, в форме бездействия. Субъектами этих правонарушений являются должностные лица и юридические лица, на которых возложено исполнение решения избирательной комиссии или представление сведений и материалов. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.4 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти МРОТ. Данные правонарушения имеют специальный субъект – уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов), командиры воинских частей. С субъективной стороны правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

В статье 5.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, включая нарушение порядка опубликования агитационных материалов. Указанная статья 5.5 КоАП РФ предусматривает ответственность представителей СМИ за нарушение правил информирования избирателей (пункты 2 и 5 статьи 55, статья 46 комментируемого Федерального закона).

Типичными административно-наказуемыми формами нарушения порядка опубликования агитационных материалов в СМИ являются: 1) отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 2) нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 3) нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 4) нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации; 5) публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала; 6) выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда, фонда референдума; 7) оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные материалы, предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания. С объективной стороны эти правонарушения могут быть совершены в форме действия или бездействия. Субъектами правонарушений являются главные редакторы как должностные лица СМИ, а также юридические лица – организации, осуществляющие теле– и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ. Применительно к индивидуальным субъектам субъективная сторона правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Привлечение СМИ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 5.5 КоАП РФ, имеет преюдициальное значение для последующего привлечения данного средства массовой информации за повторное административно-наказуемое нарушение законодательства о выборах и референдумах к мере правового воздействия в виде временного приостановления выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах. Основания и порядок приостановления выпуска средства массовой информации за указанное нарушение регламентированы в статье 16 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». При этом необходимо иметь в виду, что для применения указанной меры ответственности повторное правонарушение должно быть совершено только после вступления в законную силу постановления суда, которым данная организация, осуществляющая выпуск или распространение СМИ, признана виновной в совершении административного правонарушения. Если же несколько правонарушений совершены до вступления в силу постановления суда, применение подобной меры невозможно.

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий документов влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 5.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Нарушение установленных законом наблюдательных и информационных прав отдельных участников избирательного и референдумного процесса может быть осуществлено как в форме противоправных действий (например, устный или письменный отказ наблюдателю в ознакомлении с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования), так и в форме противоправного бездействия (например, невыполнение без всяких объяснений требования представителя средства массовой информации по выдаче копии протокола об итогах голосования или о результатах выборов). Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица. Правонарушение может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности.

Административная ответственность наступает и за выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом комиссии с правом решающего голоса наблюдателям и иным лицам заверенной копии протокола комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом официальном экземпляре соответствующего протокола (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ). Совершение этого правонарушения влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

В соответствии со статьей 5.7 КоАП РФ отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ. Отказ в предоставлении отпуска или в освобождении от работы может быть совершен в форме неправомерного бездействия (неиздания приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска или освобождении от работы) либо в форме неправомерного действия (письменного или устного отказа в предоставлении отпуска или освобождении от работы). Для квалификации правонарушений не имеет значения мотивация отказа в предоставлении отпуска или освобождении от работы. Достаточно, чтобы зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или член комиссии с правом решающего голоса представил администрации (работодателю) письменное заявление о предоставлении отпуска (освобождении от работы) и документ, подтверждающий специальный статус заявителя (например, копия соответствующего решения комиссии). Данные правонарушения могут быть совершены только специальным субъектом – теми руководителями организаций и учреждений любых форм собственности, которые обладают правами найма (назначения на должность) и увольнения работников, а также предоставления им соответствующих отпусков. Субъективная сторона правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации , агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле– и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях квалифицируется как административное правонарушение на основании статьи 5.8 КоАП РФ. С объективной стороны нарушение установленных законом порядка и условий проведения агитации через СМИ может выражаться в совершении разных неправомерных деяний (действий и бездействия). В частности, к таким деяниям относятся: 1) использование зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения предвыборной агитации без предварительной оплаты этих эфирного времени и печатной площади либо с оплатой, но не в полном объеме; 2) непредставление зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями средству массовой информации копии платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России об оплате в полном объеме стоимости эфирного времени или выделенной печатной площади; 3) использование зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями предоставленного им бесплатного эфирного времени либо бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения; 4) проведение агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях лицами, замещающими государственные должности или выборные муниципальные должности, когда указанные лица не являются зарегистрированными кандидатами в депутаты или на выборные должности. Субъектами правонарушения являются: кандидаты; избирательные объединения; члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума (иной группы референдума); иные лица, уполномоченные выступать от имени кандидата, избирательного объединения, или привлеченные указанными лицами к проведению предвыборной агитации; лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено указанными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 5.9 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от двухсот до трехсот МРОТ. С объективной стороны правонарушение выражается в совершении деяний (действий или бездействия), нарушающих именно те условия рекламы, которые предусмотрены законодательством о выборах и референдумах. К таким условиям в соответствии с пунктом 4 статьи 56 комментируемого Федерального закона относятся: а) оплата рекламы из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума; б) запрет на проведение рекламы в день голосования и в день, предшествующий дню голосования. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах также является административным правонарушением и влечет ответственность на основании статьи 5.10 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до одной тысячи МРОТ.

Административная ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению агитации несовершеннолетних лиц, которые не достигнут на день голосования 18 лет, предусмотрена статьей 5.11 КоАП РФ. Наказание за совершение этого правонарушения штраф, который налагается на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до трехсот МРОТ.

Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований закона квалифицируется как административное правонарушение по статье 5.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 5.12 КоАП РФ изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, о дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке влечет наложение административного штрафа – на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от пятисот до одной тысячи МРОТ. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет штрафную административную ответственность (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 5.13 КоАП РФ непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации расценивается законодателем как административное правонарушение. Его совершение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ. Оценка опубликованной информации с точки зрения ее способности нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата носит формальный характер и зависит от того, потенциально порочат кандидата или нет опубликованные о нем сведения. Сам факт опубликования негативных сведений о кандидате, независимо от того, соответствуют они действительности или нет, насколько обосновано опровержение или иное разъяснение кандидата, порождает юридическую обязанность СМИ предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение либо иное разъяснение в свою защиту. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица. Субъектами правонарушения по статьей 5.13 КоАП РФ могут быть только должностные лица СМИ (главные редакторы, их заместители, ответственные секретари и др.) и сами СМИ как юридические лица. Правонарушение может быть совершено должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму выражается в виде наложения на виновных лиц штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ (статья 5.14 КоАП РФ). Предметом этого правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам (информационные и агитационные печатные материалы). Последние признаются предметом правонарушения при условии их вывешивания на законных основаниях на зданиях, сооружениях или иных объектах. С объективной стороны правонарушение может совершаться в форме уничтожения, повреждения законно вывешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений. Уничтожение означает такое внешнее воздействие на печатные материалы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Например, срыв и разрывание плаката, сожжение вывешенного плаката, обезображивание плаката кислотой, заливание плаката краской и др. При уничтожении печатные материалы не могут быть восстановлены путем реставрации. Повреждение выражается в таком внешнем воздействии на печатные материалы, при котором они качественно ухудшаются, но могут быть восстановлены (отреставрированы). Например, отрыв небольшой части плаката, когда возможно склеивание частей плаката. Порча совершается без физического повреждения печатного материала путем нанесения на него надписей или изображений. Как прямо указано в статье 5.14 КоАП РФ данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье КоАП РФ.

В соответствии со статьей 5.15 КоАП РФ нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями (участниками референдума), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Правонарушение может быть совершено как в форме неправомерного действия (например, незаконный отказ кандидату в предоставлении помещения для встречи с избирателями), так и в форме неправомерного бездействия (например, нерассмотрение должностным лицом заявления зарегистрированного кандидата о предоставлении помещения для встречи с избирателями). Субъектами правонарушения являются должностные лица государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, которые в рамках своих служебных обязанностей регулируют пользование соответствующими помещениями. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Отказ должностного лица в предоставлении помещения, непригодного для проведения массового мероприятия, например, находящегося в аварийном или пожароопасном состоянии, не является основанием его привлечения к ответственности по статье 5.15 КоАП РФ. Такой отказ должен признаваться правомерным.

Большую общественную вредность имеют подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Административная ответственность за эти правонарушения предусмотрена статьей 5.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа: на граждан – в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц – в размере от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц – в размере от трехсот до пятисот МРОТ. С объективной стороны подкуп избирателей выражается в совершении одного из следующих действий, запрещенных пунктом 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона: 1) вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); 2) вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших организационную работу (сбор подписей избирателей, агитационная работа), в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; 3) проведение льготной распродажи товаров, которая состоит в организации и проведении торговли товарами со специально оговоренной скидкой, по льготной рассрочке платежа либо по ценам, которые являются ниже цен, сложившихся или установленных в данной местности на такие же или аналогичные товары; 4) бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; 5) предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях; 6) воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования) либо оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Субъектами правонарушения являются: кандидаты; избирательные объединения и их доверенные лица и уполномоченные представители; члены и уполномоченные представители инициативных и иных групп по проведению референдума; другие лица и организации при проведении ими предвыборной агитации. Участие в агитации выражается в осуществлении самой агитационной деятельности (распространение печатных агитационных материалов, агитационное выступление при проведении массового мероприятия и др.), а также в выполнении различных организационно-вспомогательных функций (дежурство, наблюдение за порядком, распорядительство при проведении агитационного мероприятия, организация питания участников агитационного мероприятия), способствующих проведению агитации или связанных с проведением агитационных мероприятий. В последнем случае, лица и организации, осуществляющие организационно-вспомогательную деятельность, не являются по закону субъектами агитации. Подкуп избирателей (участников референдума), соединенный с воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или с нарушением тайны голосования, влечет уголовную ответственность на основании части 2 статьи 141 УК РФ.

Статьей 5.17 КоАП РФ установлена ответственность участников выборов, референдумов, а также должностных лиц кредитных организаций за непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, а также за неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений. Субъектами этих правонарушений являются кандидаты, лица, избранные депутатами или на выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Ответственность председателя избирательной комиссии, комиссии референдума за непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений в СМИ для опубликования предусмотрена частью 2 статьи 5.17 КоАП РФ. Субъектом данного правонарушения является только председатель соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 5.18 КоАП РФ незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума влечет наложение на виновных лиц административного штрафа. По статье 5.18 КоАП РФ квалифицируются 1) действия по использованию денежных средств помимо средств собственн+ого избирательного фонда, фонда референдума; 2) действия, выразившиеся в превышении установленных законом предельных размеров расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума; 3) действия по расходованию денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели; 4) действия по использованию денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Субъектами этих правонарушений являются граждане и юридические лица. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Незаконное использование финансовой поддержки в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума) влечет уголовную ответственность на основании части 2 статьи 141 1 УК РФ.

За использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума административная ответственность наступает на основании статьи 5.19 КоАП РФ. С объективной стороны незаконная материальная поддержка выражается в передаче не финансовых, а материальных средств. Поэтому предметом этого правонарушения являются любые материальные ценности, пригодные для использования при проведении выборов, референдума. Например, компьютерная техника, оргтехника, канцелярские товары, бумага и др. Предмет правонарушения подлежит обязательной конфискации в качестве дополнительного административного наказания. Незаконной признается материальная поддержка, которая оказывается в целях проведения избирательной кампании, кампании референдума помимо средств соответствующего фонда, т.е. без оплаты из средств соответствующего фонда. Оплата материальной поддержки из других источников (за исключением избирательного фонда, фонда референдума) не влияет на квалификацию такой поддержки в качестве незаконной. Административная и уголовная ответственность установлена не только за использование незаконной финансовой и материальной поддержки, но и за само оказание финансирования и иной материальной поддержки избирательной кампании, кампании референдума, а также за другие однородные финансовые нарушения (статья 5.20 КоАП РФ, а если такая поддержка оказана в крупных размерах, то часть 1 статьи 141 1 УК РФ).

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ. С объективной стороны это правонарушение выражается в неперечислении либо перечислении с нарушением установленных сроков определенными органами (организациями) денежных средств соответствующим организаторам и участникам выборов и референдумов. Субъектами правонарушения могут быть только должностные лица, ответственные за перечисление соответствующих денежных средств (начальники финансовых управлений, управляющие банками, начальники отделений связи).

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме признается административным правонарушением в соответствии со статьей 5.22 КоАП РФ. С объективной стороны это правонарушение выражается в совершении следующих деяний: 1) выдаче бюллетеня гражданину, чтобы он проголосовал за других лиц или более одного раза в ходе одного и того же голосования; 2) выдаче гражданину заполненного бюллетеня. Для совершения данного правонарушения достаточно выдать гражданину хотя бы один незаполненный бюллетень для того, чтобы он проголосовал не за себя, а за других лиц, либо заполненный бюллетень для опускания его в ящик для голосования (в КОИБ). При этом не имеет правового значения желание гражданина проголосовать за родственника, соседа, с согласия этих и других лиц, или нет. Правонарушение признается совершенным и в тех случаях, когда гражданин неправомерно получил бюллетень и не успел проголосовать за другое лицо. Правонарушение имеет специальный субъект: членов участковой или территориальной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса. Именно эти лица имеют право выдавать гражданам бюллетени при проведении голосования (в том числе и досрочного). Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется тем, что оно может быть совершено только умышленно. При этом квалифицирующее значение имеет цель незаконной выдачи бюллетеня – предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц либо проголосовать хоть и от себя, но по заранее заполненному бюллетеню. Незаконная выдача бюллетеня без указанной цели не влечет ответственности по статье 5.22 КоАП РФ. Например, выдача гражданину незаполненного бюллетеня для его личного голосования на основании ненадлежащего документа, удостоверяющего его личность (по предъявлении не паспорта, а водительского удостоверения).

В соответствии со статьей 5.23 КоАП РФ сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц. Объективная сторона сокрытия остатков тиражей бюллетеней состоит в тайном незаконном изъятии и утаивании (сокрытии) части тиража бюллетеней, подлежащей в соответствии с законом уничтожению. Остатком тиража бюллетеней является совокупность бюллетеней, изготовленная в рамках одного тиража по заказу соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума сверх заказанного количества. С субъективной стороны сокрытие остатков тиражей бюллетеней может быть совершено только умышленно.

Согласно части 1 статьи 5.24 КоАП РФ нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати МРОТ. Как показывает анализ правоприменительной практики, типичными формами нарушения порядка подсчета голосов избирателей (участников референдума) являются следующие деяния: 1) допуск к совершению действий по подсчету голосов лиц, которые не являются членами участковой комиссии с правом решающего голоса; 2) вскрытие ящиков для голосования без предварительной проверки неповрежденности печатей (пломб) на них; 3) проведение подсчета голосов с перерывом (перерывами) до установления итогов голосования; 4) нарушение правил погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; 5) неприменение увеличенной формы протокола об итогах голосования при проведении подсчета голосов; 6) нарушение установленной законом последовательности внесения суммарных данных в протокол об итогах голосования; 7) проведение непосредственного подсчета голосов лицами, которые не являются членами избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (например, членами комиссий с правом совещательного голоса, муниципальными служащими); 8) нарушение правил сортировки бюллетеней при подсчете голосов; 9) заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. За нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» частью 2 статьи 5.24 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов, референдумов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.25 КоАП РФ. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) руководителей избирательных комиссий, комиссий референдума, которые заключаются в непредоставлении либо несвоевременном предоставлении (т.е. после истечения установленных законом сроков) сведений об итогах голосования участникам выборов и референдумов, средствам массовой информации соответственно для ознакомления и опубликования. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Размеры установленных статьей 5.25 КоАП РФ административных штрафов находятся в прямой зависимости от должностного статуса субъектов правонарушения: для председателей вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума предусмотрены более высокие размеры административных штрафов.

Административная ответственность за использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума предусмотрена статьей 5.45 КоАП РФ. С объективной стороны использование преимуществ должностного или служебного положения состоит в совершении лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, должностными лицами организаций всех форм собственности (кроме политических партий) действий, перечисленных в пункте 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

Субъект данного правонарушения специальный – лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, а также государственный или муниципальный служащий, должностное лицо организации любой формы собственности (кроме политической партии). С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.46 КоАП РФ подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ. Если подделка подписей совершена по предварительному сговору группой лиц, то за нее предусмотрена частью 2 статьи 142 УК РФ уголовная ответственность. Объективная сторона подделки подписей избирателей (участников референдума) состоит в незаконной простановке подписи на подписном листе за другое лицо, являющееся избирателем или участником референдума. Заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) выражается в простановке соответствующей удостоверительной подписи в подписном листе уполномоченным лицом. При этом лицо должно осознавать, что оно удостоверяет заведомо подделанные подписи.

Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом, признается административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.47 КоАП РФ. Согласно этой норме участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ.

Административная ответственность за нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов установлена статьей 5.48 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от двухсот до трехсот МРОТ. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении деяний, нарушающих: 1) равные условия размещения агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности; 2) правило безвозмездного размещения агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности; 3) равные условия размещения агитационных материалов организациями, оказывающими рекламные услуги. С субъективной стороны это правонарушение может быть совершено должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.49 КоАП РФ нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом наказывается наложением на виновных лиц административного штрафа. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении действий, выражающихся в проведении лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других, основанных на риске игр, объектом которых являются выборы, референдумы и их результаты. Квалифицирующее значение имеет время совершения правонарушения – период избирательной кампании, кампании референдума. В этой связи проведение лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, объектом которых являются будущие выборы, референдум и их результаты, до официального начала избирательной кампании, кампании референдума не влечет ответственность по статье 5.49 КоАП РФ. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума, установлена статьей 5.50 КоАП РФ. Согласно этой норме невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, а равно невозврат неиспользованных средств, предназначенных для внесения избирательного залога, влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти до двадцати МРОТ; на избирательное объединение – в размере от ста до трехсот МРОТ.

Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов, влечет в соответствии со статьей 5.51 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ, а на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ. При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что его предметом являются только агитационные печатные материалы. Поэтому не будет являться противоправным и влечь административную ответственность по статье 5.51 КоАП РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем работ по изготовлению информационных материалов, не содержащих признаков агитации, хотя и предназначенных для распространения в период избирательной кампании (кампании референдума).

В соответствии со статьей 5.52 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий. Совершение данного правонарушения наказывается наложением на виновных лиц административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

За нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, установлена штрафная административная ответственность статьей 5.56 КоАП РФ. Административно-наказуемыми признаются следующие деяния: непредставление руководителями избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков; уничтожение указанных документов до истечения сроков их хранения; нарушение установленного порядка уничтожения таких документов.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов.

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена в статье 141 УК РФ. Согласно этой норме преступными признаются воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей 1 . Противоправным федеральный законодатель признает и вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков (комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможности образования избирательных блоков), подсчета голосов избирателей (участников референдума) и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

_______________
1 Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года № 148-ФЗ) экстремистской деятельностью признается в том числе воспрепятствование законной деятельности избирательных комиссий // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3447.

В статье 141 1 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В частности, признается преступной передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд. Крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможности образования избирательных блоков), фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного статьей 141 1 УК РФ, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

За фальсификацию избирательных документов, документов референдума наступает уголовная ответственность по статье 142 УК РФ. Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования предусмотрена в статье 142 1 УК РФ. Уголовно-наказуемыми способами совершения этого преступления являются: 1) включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; 2) представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума; 3) заведомо неправильное составление списков избирателей (участников референдума), выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц; 4) фальсификация подписей избирателей (участников референдума) в списках избирателей (участников референдума); 5) замена действительных бюллетеней с отметками избирателей (участников референдума); 6) порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей (участников референдума); 7) незаконное уничтожение бюллетеней либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей (участников референдума); 8) подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; 9) заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; 10) незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; 11) заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

За совершение преступлений, посягающих на избирательные права граждан и их право на участие в референдуме, УК РФ предусмотрены различные уголовные наказания: штраф, исправительные работы, арест либо лишение свободы.

За нарушение избирательного законодательства избирательным блоком привлечение к административной ответственности возможно до 6 августа 2006 года, к уголовной ответственности – до 6 августа 2011 года.

Смотрите так же:

  • При усн минимальный платеж Минимальный налог при УСН Актуально на: 8 июля 2016 г. Если налог упрощенца с объектом налогообложения «доходы минус расходы» по итогам года оказался меньше 1% его доходов, то такой […]
  • Выплаты по беременности и родам 2018 проводки Учет пособия по беременности и родам в 2018 году Как рассчитать и отразить в учете пособие по беременности и родам в 2018 году? Порядок остался прежним, по сравнению с прошлым годом. […]
  • Пб ч2 ст 158 Поправки по ст 158 для отбывающих наказание Добрый день, подскажите пожалуйста, мой муж сидит уже давно, основная статья 158, но есть еще и 159,226,161 там по одному эпизоду. Можем ли мы […]
  • Закон о страховании 225 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном […]
  • Административные правонарушения штрафы на 2016 год Про административные штрафы и ответственность за неуплату штрафа в срок Административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о […]